Адрес: 213826, Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Советская,78.
Тел/факс – (+375 225) 72-05-91
E-mail: lenadmpriem@tut.by
День информирования
Профилактика правонарушений

­

­ Главный специалист отдела образования, спорта и туризма администрации Ленинского района

ДОБРЯНСКАЯ

Майя Леонидовна

Телефон

8 0225-71-77-38

 

 

ПЯТЬ ВОПРОСОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЕ

ВОПРОС 1. Кто может стать приемным родителем или родителем-воспитателем?

ОТВЕТ. Приемным родителем или родителем-воспитателем могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие, та и не состоящие в браке, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
  • лиц, имеющих непогашенную или не снятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

В соответствии с п.21 Положения о приемной семье приемными родителями не могут быть лица, обязанности которых по воспитанию детей (ребенка) вытекают из факта близкого родства детей (ребенка) - братья, сестры, дед, бабка. В то же время закон не запрещает им быть опекунами, попечителями.

При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью или создать детский дом семейного типа, органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители или родители-воспитатели. Изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей, переданных на воспитание, и реализовать планы защиты их прав и законных интересов. При решении вопроса учитывают положительный опыт воспитания родных и (или) усыновленных детей. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник дохода и жилплощадь, позволяющую принять на воспитание нескольких детей (ведь зачастую дети, которых нужно устраивать в новую семью, имеют братьев, сестер). Преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое. психологическое или медицинское образование. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие и был готов повышать свой профессиональный уровень.

Чтобы стать приемным родителем или родителем-воспитателем, необходимо пройти курс подготовки по программам, рекомендованным Министерством образования.

 

ВОПРОС 2. Обязательно ли общение воспитанников приемной семьи и детского дома семейного типа с родственниками, если такое общение не отвечает их интересам?

ОТВЕТ. Дети, воспитывающиеся в приемной семье или детском доме семейного типа, имеют право на общение с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. В соответствии с должностной инструкцией и положениями о приемной семье и детском доме семейного типа приемный родитель или родитель-воспитатель обязаны содействовать поиску братьев и сестер, иных родственников и поддерживать их отношения со своими воспитанниками. Это общение и контакты осуществляются в интересах детей, положительно влияют на них. Если приемный родитель или родитель-воспитатель не уверен в целесообразности общения или связей ребенка с родственниками, он должен обратиться в управление/отдел образования по месту жительства, т.к. в спорных случаях порядок общения между детьми, их родителями и родственниками определяется органом опеки и попечительства.

Общение воспитанников приемных семей и детских домов семейного типа с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями или родителями-воспитателями. В этом разрешении должны быть указаны время, место и продолжительность общения.

 

ВОПРОС 3. Как долго дети, принятые на воспитание, могут находиться в приемной семье или детском доме семейного типа?

ОТВЕТ. Продолжительность нахождения воспитанников в приемной семье или детском доме семейного типа зависит от сроков действия договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора с приемным родителем или родителем-воспитателем. При обоюдном желании приемного родителя или родителя-воспитателя и воспитанников и после прекращения действия договоров, однако, в этом случае их отношения уже не будут регулироваться данными документами.

Как правило, воспитанники находятся в приемной семье или детском доме семейного типа до окончания школы и поступления в профессионально-технические, средние специальные или высшие учебные заведения либо трудоустройства.

После поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования воспитанники, не достигшие совершеннолетия, переходят на полное государственное обеспечение в том учреждении, где будут учиться. Как вариант продолжения заботы над этими детьми, при обоюдном согласии бывшего несовершеннолетнего воспитанника и приемного родителя или родителя-воспитателя, можно обратиться в управление/отдел образования исполнительного и распорядительного органа по месту жительства с вопросом о назначении бывшего приемного родителя или родителя-воспитателя попечителем.

Приемные родители и родители-воспитатели не обязаны предоставлять содержание и место жительства нуждающимися в помощи бывшим воспитанникам приемных семей и детских домов семейного типа. Воспитание в приемной семье или детском доме семейного типа не влечет за собой возникновения между приемными родителями, родителями-воспитателями и воспитанниками этих семей алиментных и наследственных правоотношений. Равным образом на воспитанниках по достижении совершеннолетия не лежит обязанность по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бывших приемных родителей.

 

ВОПРОС 4. Существуют ли еще какие-то формы устройства детей в семью?

ОТВЕТ. Помимо устройства на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно принять в свою семью, установив над ними опеку (попечительство) или усыновить (удочерить).

Опека (попечительство) - принятие ребенка (детей) в семью на правах подопечного. Устанавливается по решению органа опеки и попечительства исполнительного и распорядительного органа для воспитания и защиты личных и имущественных прав и законных интересов ребенка. Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно. Опека (попечительство) может быть установлена при длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей по уважительным причинам и в случаях, когда родители уклоняются от обязанностей по воспитанию ребенка и не проживают совместно с ним. Опекуны (попечители) не вправе препятствовать общению подопечных с родителями и другими близкими родственниками. Как правило, опеку (попечительство) над ребенком устанавливают родственники или близкие для него лица. Ее преимущество заключается в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми.

Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна (попечителя) и расходуются на содержание подопечных. Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом подопечного представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Усыновление (удочерение) - принятие ребенка в семью на правах кровного. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (родственникам), а по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются к родственникам по происхождению. Это приоритетная форма устройства детей в семью. Она пожизненная. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития.

 

ВОПРОС 5. Куда следует обращаться по вопросам создания приемной семьи или детского дома семейного типа?

ОТВЕТ. По вопросам создания приемной семьи и детского дома семейного типа следует обратиться в управление/отдел образования по месту жительства. Там Вам предоставят подробную информацию о должностных обязанностях и правах приемных родителей и родителей-воспитателей, предложат перечень документов, которые надо будет собрать самостоятельно и приложить к заявлению с просьбой об образовании приемной семьи или детского дома семейного типа.

Управление/отделы образования по месту жительства, социально-педагогические центры:

  • оказывают помощь всем, кто готов принять детей в свою семью на воспитание;
  • разъясняют, какие формы принятия ребенка в семью возможны и чем они отличаются друг от друга;
  • предоставляют всю необходимую информацию по законодательству, процедуре оформления, проблемам воспитания и др.
  • оказывают психолого-педагогическую поддержку и дают необходимые консультации по проблемным ситуациям.
  • приглашают на встречи с состоявшимися приемными родителями, где можно поделиться опытом и рассказать о своих трудностях и радостях.
  • осуществляют контроль за выполнением возложенных на приемных родителей и родителей-воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

 

 

­



© 2009-2016 Администрация Ленинского района г.Бобруйска. Официальный сайт.