Согласно статье 195 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) плательщиками подоходного налога (далее – плательщики) признаются физические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК организации, являющиеся источником выплаты доходов плательщику, и на которых в силу налогового законодательства возложены обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет подоходного налога, признаются налоговыми агентами.
Обязанность налогового агента исчислять, удерживать и перечислять в бюджет подоходный налог в порядке, установленном Налоговым кодексом, вести по каждому плательщику учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет сумм подоходного налога, установлена подпунктами 3.1, 3.2 пункта 3 статьи 23 НК.
Практика осуществления налогового контроля показывает, что одной из схем, активно используемых недобросовестными субъектами хозяйствования в целях минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц, является выплата заработной платы «в конвертах» без отражения операций, связанных с начислением и выплатой заработной платы, в бухгалтерском и (или) налоговом учете.
С целью предотвращения выплаты заработной платы «в конвертах» налоговыми органами проводятся аналитические и контрольные мероприятия в отношении субъектов хозяйствования, имеющих риски таких выплат. К рискам выплаты заработной платы «в конвертах» можно отнести снятие наличных денежных средств с расчетного счета организации, в том числе под видом выдачи займов, выдачу из кассы денежных средств работникам под отчет в крупных суммах.
Так, при проведении выборочной проверки частного торгового унитарного предприятия «Л» (далее – ЧТУП «Л») на основании анализа и оценки в совокупности установленных обстоятельств, а также собранных проверкой доказательств установлено перечисление в 2019-2021 годах в адрес ИП В., являющегося директором организации, денежных средств в сумме 294,2 тыс. рублей под видом займов, которые для нужд предпринимательской деятельности и иного подобного назначения ИП В. не использовались, а использовались в качестве личного дохода физического лица. Проверкой денежные средства в размере 294,2 тыс. рублей признаны доходом физического лица, в связи с чем ЧТУП «Л» признано налоговым агентом и из сумм выплаченных данному физическому лицу доходов исчислен подоходный налог с физических лиц в сумме 38,2 тыс. рублей. Корректировка налоговых обязательств произведена в соответствии с пунктом 4 статьи 33 НК.
Кроме того, проверкой установлено, что директором организации неоднократно производилось снятие денежных средств с расчетного счета на хозяйственные нужды организации. При этом авансовые отчеты об израсходованных денежных средствах, выданных директору организации в период с 2017 по 2021 год в сумме 108,9 тыс. рублей, проверке не представлены, денежные средства на расчетный счет или в кассу организации на момент проверки не возвращены. Проверкой вышеуказанные денежные средства признаны доходом физического лица и организации (налоговому агенту) предъявлен к уплате подоходный налог с физических лиц в сумме 14,2 тыс. рублей.
Всего по результатам проверки, с учетом иных нарушений, предъявлены к уплате налоги в сумме 55,0 тыс. рублей, в том числе подоходный налог с физических лиц в сумме 52,6 тыс. рублей, исчислены пени в сумме 9,0 тыс. рублей. За нарушения, установленные в ходе проверки, организация привлечена к административной ответственности.
Обращаем внимание, что с 1 января 2021 года НК дополнен положениями, направленными на пресечение уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц путем выплаты доходов физическим лицам без отражения в бухгалтерском учете.
Так, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 216 НК, в случае установления контролирующим органом фактов неправомерного неудержания и (или) неперечисления налоговым агентом исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц в бюджет уплата подоходного налога с физических лиц осуществляется за счет собственных средств налогового агента без его последующего удержания у физического лица, фактически получившего доход.
При этом согласно части второй статьи 195 НК под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога с физических лиц понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога с физических лиц, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом с физических лиц в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Также обращаем внимание, что с 19 июня 2021 года внесены изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), в соответствии с которыми статья 243 УК «Уклонение от уплаты налогов» дополнена статьей 2431 УК «Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов».
В соответствии со статьей 2431 УК устанавливается ответственность налогового агента за уклонение от исполнения обязанности по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или особо крупном размере.
Примечанием к 25 главе УК определено, что крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером ущербом - в две тысячи и более раз превышающую размер такой базовой величины.
Пресс-центр инспекции
МНС Республики Беларусь
по Могилевской области