Казалось бы, родительская забота — вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. Однако на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности. В некоторых мама всегда с детьми, а папа — неизменно на работе. Бывает, что муж и жена поровну делят семейный «функционал» и успешно работают. Наконец, иногда и мужья превращаются в «заботливых хозяюшек», в то время как жены — матери семейства — делают карьеру. Разные практики родительства пересекаются. Но базовых вариантов пять. Модели родительства зависят от того
-
кто заботится о ребенке и каковы роли мужа и жены в семье;
-
как понимается забота;
-
какие эмоции испытывают родители;
-
работают ли мать и отец и как они воспринимают свою профессию;
-
какова степень самореализации родителей.
В каждой модели — свое содержание родительских ролей, свой репертуар родительских практик, свои эмоции.
Модель 1. Родительство как репродукция
Ключевые слова: «природа», «данность».
Родительство в этой модели понимается как естественная функция, призвание женщины связывается с материнством. Основная забота возложена на мать, а отец выглядит отстраненным и несведущим. «Первый месяц я боялся ребенка, — рассказывает один из отцов. — Я сторонился его...». В таких семьях родительские роли гендерно поляризованы. Однако эта поляризация не вызывает конфликтов, поскольку воспринимается как природная, органичная. Родители вполне согласны со своими ролями, у них нет отрицательной рефлексии на эту тему.
Модель 2. Все как у людей
Ключевые слова: «пора», «надо».
В этой модели родительство вписано в традиционную гендерную культуру. Жена — хранительница семейного очага. Материнство мыслится как часть женской идентичности. Женщины стараются быть «хорошими матерями» в том, что касается питания, одежды, здоровья ребенка и пр. Муж — «добытчик», «кормилец». Главы семейства нередко считают, что их близкие «ни в чем не нуждаются». Но в воспитании ребенка роль отца оказывается эпизодической («виновата» работа). Прогулка, купание, иногда игры — вот, по сути, и весь список обязанностей для отца.
Модель 3. Родительство как обязанность
Ключевые слова: «долг», «преодоление трудностей», «рутина».
Родительство выглядит как набор задач и проблем. Обязанности мамы и папы становятся рутиной. Забота о детях в этой модели расценивается как ограничение в профессии и в жизни.
В таких семьях контраст гендерных ролей может вести к конфликтам. Женам нередко приходится радикально менять образ жизни («Ты находишься дома, бытовуха…»), а муж «стандартно работает, приходит поздно, общается, как было до родов. Отцы в этой модели стараются материально обеспечить семью — считают это своим долгом. Такое восприятие родительства сопряжено с усталостью и неудовлетворенностью. Пара нередко ищет помощи у родных, близких и друзей.
Модель 4. Дети как проект
Ключевые слова: «сознательный выбор».
Родительство рационализируется, становится результатом осознанного решения респондентов. Семьи соотносят появление ребенка, жизненные планы и условия: получение образования, карьеру, «квартирный вопрос», достаток. Материнство и отцовство вписано в общую жизненную траекторию.
В такой модели в заботе о ребенке неизбежно участвуют родственники или поставщики услуг (детский сад, няня). Причем пары тщательно выбирают медицинские и образовательные сервисы для детей — советуются с другими родителями, в том числе в интернет-форумах. Одним из критериев выбора служат интересы и склонности ребенка.
Такое родительство расценивается двойственно:
-
с одной стороны, баланс между заботой о детях и карьерой приносит удовлетворение;
-
с другой стороны, существует «боязнь неправильного выбора» у родителей-неофитов;
-
чувство родительской ответственности может вызывать беспокойство.
Модель 5. Воспитание как творчество
Ключевые слова: «самореализация», «профессионализм».
Забота о детях в этой модели выглядит как сфера собственного развития. Такая позиция больше характерна для матерей. Они, с учетом «традиционной гендерной культуры» и мер господдержки семьи, между работой и воспитанием детей выбирают второе. Развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, физическое — становится для матери приоритетом. Достижениями малыша измеряются и собственные достижения. При этом материнство предполагает некую «профессионализацию»: приобретение специализированных знаний и навыков. Для этого женщины обучаются на курсах, занимаются самообразованием, обсуждают с другими родителями тонкости воспитания и ухода за детьми.
Материнство может становиться основой профессионального выбора. Женщины готовы изменить свою трудовую биографию и получить дополнительное образование в области детской психологии, педагогики, педиатрии или организовать развивающий центр для детей. В такой концепции родительства самооценка матерей повышается, они ощущают собственную значимость.
Поддержку и консультацию по детско-родительским отношениям Вы можете получить в учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бобруйска»
Телефон для предварительной записи к психологу 73-09-22
Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58, каб. 202