К сожалению, в этом мире дети часто становятся жертвами сексуального насилия. Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Несмотря на то, что детей учат видеть опасность, большинство детей-жертв подвергаются насилию со стороны тех, кого они знают и кому доверяют. Результаты исследования выявленных случаев сексуального насилия над детьми в возрасте до 12 лет показали, что более 90% преступников были хорошо знакомы со своими жертвами.
Дети любого возраста могут подвергнуться сексуальному насилию, но наиболее уязвимы дети 5-12 лет.
Чтобы распознать, стал ли ребенок жертвой насилия, необходимо понимать, по каким признакам это можно увидеть:
Дети дошкольного возраста:
-
ночные кошмары;
-
страхи;
-
регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);
-
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками.
Дети младшего школьного возраста:
-
резкое ухудшение успеваемости;
-
невозможность сосредоточиться;
-
несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение;
-
гнев, агрессивное поведение;
-
ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, не являющимися насильниками;
-
деструктивное поведение.
Подростки:
-
депрессия;
-
низкая самооценка;
-
агрессивное, антисоциальное поведение;
-
затруднения с половой идентификацией;
-
сексуализированное поведение;
-
угрозы или попытки самоубийства;
-
употребление алкоголя, наркотиков;
-
проституция, беспорядочные половые связи;
-
уходы из дома;
-
насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Последствия физического и сексуального насилия.
Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след: насилие, пережитое в детстве, приводит и к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизненные сценарии. Так, многие взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели «неотработанный» опыт насилия в детстве. Психологическая травма, которую получают дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Травматический опыт приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.
В разные возрастные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному:
-
детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
-
у дошкольников на первый план выступают эмоциональные нарушения: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности; нарушения поведения: регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
Дети от пяти лет и старше, которые знают обидчика и связаны с ним личными отношениями, поставлены перед выбором: любви и верности этому человеку и осознанием того, что такие отношения недопустимы. Если ребенок пытается прервать эти отношения, обидчик может угрожать насилием или отсутствием любви. Когда насилие случается в семье, ребенок может бояться гнева, ревности или стыда со стороны других членов семьи, думая, что семья разрушится, если все узнают об этом.
Впервые заговорив о сексе, родители часто сразу же предупреждают детей об опасности сексуального насилия, но делают это в таких сильных выражениях, что за ними невозможно не увидеть того страха, который испытывают папы и мамы. Поэтому дети часто пытаются скрыть сексуальные домогательства или насилие от родителей, и чувствуют себя при этом виноватыми, так как боятся расстроить маму или отца. Родителям необходимо устанавливать с ребенком отношения, построенные на доверии во всем, что касается секса. Тогда он отнесется к родительским предупреждениям относительно сексуального насилия над детьми с большим пониманием, а не ощущением вины или страха.
Родители должны постараться дать ребенку понять, что его тело принадлежат только ему и никому больше. Объясните ребенку, что он не обязан кого-то обнимать или целовать, если не хочет этого. Такой подход эффективнее, чем устрашающие угрозы и предупреждения. Дайте ребенку понять, что никогда ни один взрослый человек не должен касаться его гениталий и всего, что находится между ног, просить его раздеться для того, чтобы что-то там посмотреть (если речь не идет об осмотре врачом в его кабинете в присутствии родителей или с их разрешения). Некоторые родители говорят детям, что прикосновения других людей к их телу могут быть «хорошими» и «плохими». Но ребенку иногда трудно понять, чем «хорошие» прикосновения отличаются от «плохих». Педофил может все представить таким образом, что понятия о «хорошем» и «плохом» будут ему только на руку.
Если же кто-то когда-нибудь при любых обстоятельствах дотрагивается до любого места на его теле, снимает его фото- или видеокамерой и просит его никому об этом не рассказывать, то он должен обязательно рассказать об этом. Вы должны предупредить ребенка о том, что если какой-то незнакомец обратится к нему с просьбой пойти с ним (помочь найти адрес, пропавшее домашнее животное или помочь добраться домой), ребенок должен немедленно идти домой и рассказать об этом взрослым.
Один из самых надежных способов, который поможет вам научить ребенка противостоять сексуальному насилию, заключается в том, чтобы проводить с ним как можно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к тому вниманию, которое может уделить им насильник. Преступники такого рода очень хорошо понимают детей и с легкостью овладевают вниманием тех из них, кому такого внимания недостает дома. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать им и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся. К сожалению, даже самые сознательные и внимательные родители не могут полностью защитить своего ребенка от сексуального насилия – слишком много факторов, которые невозможно проконтролировать. Тем не менее, родители способны дать детям поддержку, которая поможет им не поддаться на уловки преступника. Откровенные разговоры и любовь могут избавить вас и вашего ребенка от боли и страданий.
Что предпринять, если Ваш ребенок оказался в ситуации домогательств, физических наказаний, унижения, запугивания, изоляции, постоянного высмеивания, критики со стороны другого родителя и сверстников:
1. Самый первый и важный шаг — установление доверительных отношений с ребенком. Многие дети не могут рассказать о случившемся взрослым, так как боятся, что они им не поверят. Причина этих страхов кроется в том, что насильник, как правило, авторитетнее и сильнее, чем жертва. Поэтому родитель всем поведение должен дать понять ребенку «Я тебе верю, ты говоришь правду»
2. Постараться, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно и безопасно. Убедить ребенка, что он не виноват в том, что произошло. Преодоление чувства вины является самым важным моментом в улучшении состояния ребенка. Вина носит всепоглощающий характер, провоцирует различные искажения в представлениях о себе и своих поступках.
3. Поддержать и одобрить его поведение: «Хорошо, что ты не испугался, рассказал, вместе мы быстрее справимся, разберемся». Позитивная, эмоциональная поддержка, подкрепление желания найти выход из ситуации насилия являются важными очень моментами. Ребенку необходима помощь в преодолении страхов, возникающих после раскрытия фактов насилия.
4. Найти резервы поддержки и помощи, поговорить и уверить ребенка, что если нужно, многие другие люди смогут вам помочь, которым можно довериться (родственники, знакомые, учителя, соседи, службы социальной защиты, милиция, органы опеки и попечительства и пр.).
5.Создать условия для пресечения насилия “Что мы можем сделать, чтобы подобного не повторилось?”. Здесь нужно обсудить поведение ребенка и исключить моменты, провоцирующие насилие. Затем найти вместе с ребенком новые пути выхода из сложившейся ситуации.
6. Вселить уверенность в завтрашнем дне — «Я знаю, что мы справимся с проблемой. Мы сильные!»
Обязательно обратиться за психологической помощью.
Учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска»
Телефон для предварительной записи к психологу 73-09-22
Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58, каб. 202
Время работы:
понедельник 10.00-19.00
вторник-пятница 8.00.-17.00.
Обеденный перерыв: 13.00. – 14.00
Выходной: суббота, воскресенье