
В практике детско-родительских отношений на сегодняшний день имеются следующие важные противоречия:
- между целями ребенка и его родителей;
- между реальными потребностями ребенка и ожиданиями родителя;
- между мотивацией и учебной деятельностью ребенка.
Диалог в такой ситуации становится необходимым компонентом для разрешения противоречий.
Базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию, являются отношения любви, интереса, веры, уважения.
1. Уважение. Важно уважать чужие границы и защищать свои нетравмирующим образом. Базовым принципом развивающего диалога является передача ответственности человеку за его жизнь во всех ее проявлениях. Научаясь уважать себя, человек начинает относиться с уважением к другим.
2. Вера. Вера предполагает, что каждый человек может выработать множество вариантов решения любой проблемы и выбрать лучший. Задача родителей, воспитателей состоит в том, чтобы создать для этого условия. Вера часто подменяется жесткими ожиданиями: ребенок должен поступать так, а не иначе. Ожидания не сбываются, возникают обиды. Ожидания лишают человека права на собственный опыт.
3. Любовь. Об этом можно не говорить, но многие родители предполагают как само собой разумеющееся, что дети знают о том, что они любимы. Для ребенка важно проявление заботы и внимания, выраженное как словами, так и действиями, например крепким объятием.
В диалоге любовь может быть:
- партнерской (я тебя вижу, слышу и чувствую, потому что ты мне интересен, потому я что уважаю тебя и верю в тебя),
- патерналистской, или родительская, любовь (я тебя люблю, а потому лучше знаю, что тебе надо) и
- любовь жертвы (я тебя люблю, а потому ты можешь делать со мною все, что угодно) исключены.
4. Поддержка. У детей, часто получающих поддержку своих родителей, вырабатывается чувство уверенности в себе. В авторитарных семьях чувство собственного достоинства ребенка вырабатывается на основе получения вознаграждений и избегания наказаний от могущественных родителей. Эффективно воспитывающие родители не только хвалят своих детей за «победы», «успехи» или за «примерное» поведение. Они поощряют их достижения и попытки к совершенствованию.
Если вы как родитель искренне радуетесь, находите что-то ценное в ответе или поступках ребенка, то нет правильных или неправильных ответов, есть путь развития мысли. Развивающий диалог – это не набор рецептов, годных на все случаи жизни. Это внутреннее состояние души, которое надо в себе развить, построить. Чтобы овладеть возможностями развивающего диалога, надо многое изменить в себе.
Учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бобруйска»
Телефон для предварительной записи к психологу 73-09-22
Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58., каб. 202
Время работы:
понедельник 8.00-19.00
вторник-пятница 8.00-17.00.
Обеденный перерыв: 13.00 – 14.00
Выходной: суббота, воскресенье