Адрес: 213826, Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Советская,78.
Тел/факс
(+375 225) 72-05-91
Телефон горячей линии
(+375 225) 76 21 72
Телефоны службы «одно окно»
(+375 225) 71 73 99,
(+375 225) 71 50 84
(+375 225) 76-52-46
E-mail: lenadmpriem@bobrlen.gov.by (для деловой переписки)
Выборы 2024

13 октября 2023
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

Преемник Михася Лынькова. Арон Магидов был летописцем Бобруйска

Преемник Михася Лынькова. Арон Магидов был летописцем Бобруйска

­­­Арон Самуилович Магидов (по некоторым источникам – Магиддов) родился в 1904 году в местечке Шклов Могилевской губернии. Как попал в Бобруйск, неизвестно. Был беспартийным, но в 1930 году его назначили редактором окружной газеты «Камуніст», которую он после отъезда Михася Лынькова в Минск возглавлял несколько лет.

Корреспондент «Рабочего»

Между тем во второй половине 1920-х он регулярно корреспондировал из нашего города на Березине в ежедневное издание Центрального комитета Коммунистической партии (большевиков) Беларуси – газету «Рабочий». Писал о самых разных сторонах жизни окружного центра и округа. В одной заметке информировал, например, что «из Москвы прибывает в Минск делегация красных фронтовиков Германии», которая затем отправится в «N-скую дивизию имени германского пролетариата», дислоцировавшуюся в Бобруйске. Читатели вправе были ожидать описания пребывания немцев на нашей земле, и он оправдал чаяния, рассказав в последующих номерах об участии братьев по классу в Октябрьском празднике, о радушных встречах их с бобруйчанами.

Судя по публикациям, Арон Магидов был не военкором и не рабкором, а штатным корреспондентом, которого сегодня назвали бы собственным. Его материалы носили системный, определяемый редакционным курсом характер и нередко сопровождались ремаркой «От нашего бобруйского корреспондента». Ему одинаково хорошо удавались статьи на политические и экономические темы, различные информационные и аналитические жанры. В одной из публикаций он рассматривал, например, работу бобруйской типографии имени Непогодина: «Мелкокустарное производство, охватывавшее 50 рабочих, с очень небольшой выпускной способностью – вот чем отличалась полиграфическая промышленность Бобруйска в дореволюционное время. Октябрь передал все эти предприятия в руки рабочих, и началась работа по концентрации производства». В небольшой по размеру корреспонденции автор сумел рассказать и об истории присвоения типографии имени подпольщика Непогодина, погибшего от рук белополяков, и о путях технического совершенствования предприятия, и о роли морально-­психологического сплочения его работников: «Установка в 1925 году двигателя увеличила производительность труда на 60 процентов. В 1926 году производится капремонт, строится новое помещение, закупается и устанавливается новая печатная и линовальная машины… И все это достигнуто дружной, неутомимой общей работой».

­

Хронист Бобруйска

Конечно, Арон Магидов не забыл рассказать на страницах «Рабочего» о пребывании германской делегации в 1927 году. «В октябрьские дни Бобруйск посетили дорогие гости – представители германского пролетариата т.т. Пфейфер (секретарь берлинско-­бранденбургской организации компартии) и Маковски (красный фронтовик из Эссена), – писал собкор и сообщал, как были поражены они увиденной на деле тесной связью Красной Армии с рабочими и крестьянами, «бодрым духом, хорошим обмундированием, чистотой и опрятностью в казармах». Сильное впечатление произвели на немецких товарищей демонстрация в честь 10-й годовщины Октября, «широко развернувшееся строительство, необычайный энтузиазм масс, их чуткое отношение к борьбе своих заграничных братьев», увиденные в нашем городе.

Да и для белорусских читателей описание октябрьских торжеств бобруйским журналистом представляло интерес: «Уже 5 ноября город принял праздничный вид. Переполненные народом улицы, дома в зелени и иллюминация – все это подчеркивало приближение великого праздника. С большим подъемом прошла и демонстрация 6 ноября – инсценировки и карнавал ярко изобразили пройденный нами путь за 10 лет… День 7 ноября тоже удался на славу. Мерной поступью движутся колонны. Лес знамен. Плакатов не перечесть. Гремят оркестры. Разносится мощная песнь… День 8 ноября превратился в праздник достижений труда: закладка трехэтажного 48-квартирного дома жилкооперации, открытие поселка и железнодорожной ветки лесокомбината, клуба деревообделочников, детского сада и т.д. – все это приурочено к юбилейным дням».

А еще внимательный летописец на протяжении 1927 года информировал читателей «Рабочего» об окружной выставке к юбилею Октября на улице К. Маркса и расширении сети почтовой связи, радио и телефона, о снижении себестоимости продукции «Красного пищевика» и набиравшем темп жилищном строительстве. «Теперь былого Бобруйска и не узнаете, – с гордостью рапортовал бобруйчанин. – Первым делом замощено 29.020 квадратных метров улиц; и главное, что замощены в основном славившиеся своей грязью окраины. Асфальтовые тротуары – редкость в старом Бобруйске – теперь никого не удивляют. А водопровод – думали когда-нибудь о нем в Бобруйске; а теперь он строится: уже высится красиво отделанная водонапорная башня, уже проложено 7 километров труб, уже установлен бак емкостью 20.000 ведер… А устройство хорошо оборудованного городского сквера – разве это не крупное достижение наше?»

Беспартийный большевик

Немало времени в творческой работе отдавал Арон Магидов освещению деятельности партии, партийного строительства, хотя, как уже упоминалось, он не состоял в рядах КП(б)Б. Очевидно, что как человек дисциплинированный он выполнял установку редакции печатного органа ЦК. Главное, что бобруйский корреспондент не засушивал заведомо скучную тему, находил в ней интересные изюминки и повороты.

«С напряженным вниманием выслушала конференция доклад т. Калнина об итогах Октябрьского пленума ЦК и ЦКК. В единогласно принятой резолюции она полностью одобрила постановление пленума об исключении Троцкого и Зиновьева из ЦК… По докладам окружкома и горкома делегаты проявили небывалую деловую активность. Высказывалось по несколько десятков человек. Особо подчеркивался в прениях вопрос единства партии», – излагал он в рутинном отчете с партконференции бобруйских большевиков. Еще более живописал он о других партийных мероприятиях: «В 7 часов вечера состоялась грандиозная демонстрация трудящихся и красноармейцев бобруйского гарнизона в честь 4-й окружной партконференции. Тысячи рабочих и красноармейцев с многочисленными плакатами и знаменами демонстрировали свою преданность партии Ленина… Демонстрантов приветствовала выделенная конференцией делегация во главе с т. Червяковым. Демонстрация показала, что рабочие Бобруйска, которые уже дали в партию 240 новых членов, стальной стеной стоят за партию и готовы по ее зову защищать завоевания Октября».

­

И о смене партийцев – комсомольцах – повествовал Магидов вдохновенно: «…К 12 декабря в Бобруйске подано 250 заявлений о вступлении в комсомол. Идет в союз квалифицированное юношество, имеющее по 3-5 лет производственного стажа. Идет самое активное ядро рабочего молодняка. Одни только лесопильные заводы дали 60 заявлений. Для скорейшего оформления «октябрьского призыва» горком ЛКСМБ устраивает внеочередные заседания своего бюро».

Закономерный итог

Следует признать, что сменивший в «Камунісце» М. Лынькова новый редактор пришел на ответственный пост благодаря не только своим творческим, но и организаторским способностям. Ведь это при Ароне Магидове в Бобруйске было открыто отделение редакции газеты «Рабочий», где в помещении «Камуніста» он сам и вел работу с местными рабкорами, принимал их корреспонденции и учил журналистскому мастерству.

И внештатные корреспонденты стали приходить в своеобразный корпункт рес­публиканской газеты, принося заметки, рассказывая новости и делясь критическими замечаниями о различных сторонах жизни города на Березине и Бобруйщины. Настоящим организатором и аккумулирующим центром в этой работе показал себя Арон Магидов. Что, конечно, было учтено при выдвижении его на должность редактора «Камуніста». А на страницах «Рабочего» все чаще стали появляться сообщения рабочих и сельских корреспондентов из нашего города и округа.

Так, автор под криптонимом Н.Д. писал: «В Бобруйске на лесозаводе 7 работают 9 учеников: 2 прикреплены к машинисту, 3 к станковому, 2 работают на складе, 1 при заведу­ющем и в пилоточке. Обучение индивидуальное. Каждые шесть месяцев ученики переводятся в новый разряд. Общая успеваемость, по словам мастеров, хорошая». «Бобруйская мебельная фабрика имени Степана Халтурина существует три года. Вначале это был трудколлектив с 18 рабочими, работавшими кустарным способом. А теперь это механизированное предприятие, на котором работает 100 человек…» – информировал читателей рабкор Спринц. Активно сотрудничали рабкоры Вл. К-ев, Шаевич, А. Вольфсон, Г. Кацнельсон, Я. Догор, Х. Горер, Зельдин и другие.

Постоянно А. Магидов проводил совещания со своими добровольными помощниками, нацеливал их на результативную работу, говоря: «Необходимо постоянно освещать в «Рабочем» жизнь и быт рабочих Бобруйска – в первую очередь вопросы колдоговорной кампании, отчетов депутатов горсовета, работы Церабкоопа и ячеек Осоавиахима». И сам подавал в этом достойный пример.

Но в 1928 году ответственный редактор «Рабочего» М. Шульман уступил место новому руководителю И. Шипилло, оставил работу в республиканской газете и Арон Магидов. Два года его последу­ющей деятельности покрыты тайной. Из известных фактов укажем на назначение Арона Самуиловича в 1930-м редактором «Камуніста» и его работу в нем до прихода нового редактора Гринглаза. Когда началась Великая Отечественная война, то уже на ее третий день Арон Самуилович был призван Бобруйским горвоенкоматом в армию. Где и как воевал, тоже неизвестно. После освобождения Беларуси его сестра Фаня Иосифовна Вихман, проживавшая в Минске, обратилась в Сталинский райвоенкомат столицы, где ей сообщили, что «сведений о рядовом Магиддове нет, его возможно считать пропавшим без вести в феврале 1942 года».

­
По материалам БЖ­




© 2009-2024 Администрация Ленинского района г.Бобруйска. Официальный сайт.