Факторы риска, подталкивающие ребенка и подростка к раковому шагу
- Жестокое обращение окружающих.
- Нарушенные отношение в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам и нежеланием помочь; практика унизительных и жестоких наказаний; полная неспособность родителей оказать ребёнку поддержку.
- Проблемы в школе.
- Неразделённая любовь.
- Несложившиеся отношения со сверстниками
- Недостаток внимания со стороны значимых людей.
Что должно насторожить в ребенке?
- Перепады настроения: с утра в прекрасном расположении духа, а днём вдруг говорит, что все плохо.
- Признаки «вечной усталости».
- Уход в себя.
- Усиленное чувство тревоги .
- Отстраненность и замкнутость.
- Заявления: «ненавижу жизнь», «они ещё пожалеют о том, что мне сделали», «я никому не нужен», «я больше не в силах выносит это».
Что надо делать
Отказаться от авторитарности и приказного тона в общении с ребёнком.
Строить отношения на основе договора, просьб, объяснений.
- Помнить, что подростки не имитируют суицид.
- Серьёзно отнеситесь ко всем угрозам. Пусть специалист решает, насколько они реальны.
- Дайте почувствовать ребёнку, что вам не безразличны его проблемы.
- Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей.
- Обратитесь вместе с подростком к специалистам: к психологу, к детскому или подростковому психиатру.
- Не бойтесь просить о помощи.
Что не надо делать
- Заниматься нравоучением и морализаторстом: «Ты должен уважать родителей»
- Давать советы, готовые решения: «Я бы на твоем месте…»
- Критика, выговоры, обвинения: «Вечно ты…»
- Приказы, команды: «Убери, замолчи»
- Не говорите «Посмотри на всё, ради чего ты должен жить!»
- Не вдавайтесь в философские рассуждения, не полемизируйте о том , что хорошо или что плохо
- Не пытайтесь выступать в роли судьи.
- Не пытайтесь отстраниться от решения проблемы, которая уже существует, надеясь, что она сама как-то решится, «утрясется».
И самое главное: не оставляйте ребёнка одного с его проблемами. Мы в силах ему помочь, используя свой жизненный опыт и мудрость.