Эмоциональное насилие - это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
- изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
- угрюмость, отказ от обсуждения проблем;
- «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
- оскорбление;
-терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
- поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
- брань, издевки;
-запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);
- моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
Последствия регулярного эмоционального насилия
Чтобы понять масштабы проблемы эмоционального и психологического насилия над детьми, достаточно обратиться к возможным последствиям такого воспитания. Картина вырисовывается совсем не утешительная:
- заниженная самооценка;
- отсутствие собственного мнения и подверженность постороннему влиянию;
- неспособность принимать самостоятельные решения;
- восприятие психологического насилия как нормы поведения;
- озлобленность и жестокость по отношению к окружающим;
- неумение выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни;
- постоянное состояние стресса, страх, ожидание унижений и предательства;
- суицидные наклонности;
- проявление жестокости и психологического насилия по отношению к более слабым;
- склонность к уходу от реальности через зависимости (наркомания, алкоголизм, асоциальный образ жизни, преступная деятельность).
Как избежать эмоционального насилия?
Во-первых, требуется осознание проблемы. Взрослый человек должен прийти к пониманию, что его действия или слова подавляют ребенка, ломают, унижают. Но одного осознания будет недостаточно. Распространенный сценарий развития ситуации: родитель проявляет эмоциональное насилие (например, угрозы о наказании), потом испытывает искреннее раскаянье, даже просит у ребенка прощения и обещает так больше не делать. Но под влиянием стресса, плохого настроения или других факторов начинает вновь манипулировать угрозами. То есть регулярно повторяется схема — «насилие – раскаяние – насилие». Ребенок продолжает любить своих родителей, но в его жизни присутствует постоянный страх — так формируется личность жертвы. Родителям рекомендуется взять на вооружение несколько достаточно простых, но очень важных правил поведения.
- При каждом желании сорваться и накричать на ребенка, остановитесь и подумайте, что на самом деле стало причиной вашего гнева. Столь ли важна разбитая чашка, или на ваш срыв повлияли неприятности на работе или элементарная усталость?
- Поощряйте любые успехи ребенка, даже незначительные. Речь идет именно об успехах.
- Будьте внимательны к словам ребенка. Если вам кажется, что он, рассказывая что-то, говорит бессмыслицу, не спешите обесценивать его рассказ, а постарайтесь понять.
- Прислушивайтесь к желаниям и стремлениям ребенка. Это поможет определить его интересы и способности, развить их, что сделает ребенка счастливым.
-Следите за интонацией: для ребенка очень важно, как разговаривает с ним самый значимый человек.
Задача родителей — вырастить ребенка самостоятельным, всесторонне развитым, адаптированным и полезным для общества. Любая форма насилия негативно отражается на личностном развитии. Постарайтесь поставить себя на место ребенка и представить силу психологического воздействия. Это должно помочь вовремя остановиться, переосмыслить ситуацию и выстроить необходимую линию поведения.
Психолог Цыганкова Мария
Учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска»
Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58.
Время работы:
понедельник 12.00.- 19.00.
вторник-пятница 9.00. — 16.00.
Обеденный перерыв: 13.00. — 14.00.
Выходной: суббота, воскресенье