В последнее время очень часто приходится слышать от родителей такие постулаты как, «пока ребенок еще мал, считаться с ним не следует», «он еще ничего не понимает», «нам, как родителям лучше знать, что для него сейчас важно» и пр. Но ведь не зря детей сравнивают с маленькими мудрецами – «устами младенца глаголет истина» - своими действиями они почти всегда показывают, как нужно себя с ними вести.
В возрасте до трёх лет наши дети воспринимают нас такими, какие мы есть, любят нас и пытаются понять и принять. Они не просто знают о наших проблемах, они очень глубоко их переживают, как свои собственные.
Маленький ребенок – это своеобразное зеркало. Он строит своё отношение к миру вокруг себя и к себе так, как относятся и к нему самому его близкие. Пока его личность не сформирована, малыш может поведать нам о своих проблемах только посредствам проявления отрицательных эмоций. Дело взрослых – понять маленького человека, правильно интерпретировать его сигналы и адекватно отреагировать на них.
По каким признакам мы можем понять, что личность малыша сформирована?
Во-первых, говоря о себе, ребенок всё чаще начинает употреблять местоимение «Я». До этого времени малыш говорит о себе в третьем лице. «Петя хочет играть, Петя пойдёт, на улицу, Петя хочет кушать» - вот типичные обороты, свойственные детям раннего возраста. Это говорит о том, что малыш еще не осознал себя как отдельную, особую личность.
Во-вторых, у ребенка появляется определенное отношение к себе и своим действиям. В случае удачи он может радоваться, если же что-то не получается, он расстраивается и даже злится. Ребёнок уже способен определить отношение к себе, используя понятия «хороший-плохой». Родителям следует знать, что именно в этом возрасте – до трёх лет – устанавливается отношение ребёнка к себе. Если окружающие демонстрируют малышу положительные эмоции, он думает о себе: «Я-хороший». В противном случае он может счесть себя плохим и очень переживать по этому поводу.
В-третьих у ребенка формируется определенное отношение к окружающим. По каким-то своим внутренним критериям он уже способен оценивать окружающих его людей, выделять среди них одних и высказывать нерасположение к другим.
В-четвёртых, малыш начинает определять своё мнение к отношению окружающих. К этому возрасту ребенок уже понимает, что он нашалил, и ждёт, что мама (папа, бабушка) расстроится, а если сделал что-то хорошее – обрадуется. Он пробует самостоятельно моделировать какие-то ситуации, а также пытается по-своему, по-детски, манипулировать окружающими. В этом возрасте ребенок безоговорочно доверяет мнению родителей. Самое страшное для него – это родительское неодобрение или огорчение из-за него.
В-пятых, в действиях малыша начинает появляться упорство в достижении определенных целей, своеобразная самостоятельность. Прежде чем совершить какое-либо действие вместе со взрослым, малыш пытается отстоять своё право на самостоятельный шаг. «Я сам!» - это фраза является лейтмотивом данного возраста. И только если ребенок понимает, что самому не справиться, он обращается за помощью к взрослому.
Ребенок приход в этот мир с чистыми помыслами, он не знает что есть добро, а что – зло. Это мы, взрослые, должны научить его всему, и если что-то пошло не так, значит, это мы допустили где-то промах, где-то ошиблись.
Понять причину «неправильного» поведения ребенка можно, лишь самым тщательным образом проанализировав своё собственное. Что пошло не так? В чем причина? Малыш не может осознанно сказать нам об этом. Мы, взрослые, должны найти корень проблемы и исправить положение.
Психолог Цыганкова Мария
Учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска»
Наш адрес: ул. К. Либкнехта, д.58.
Время работы:
понедельник 12.00.- 19.00.
вторник-пятница 9.00. — 16.00.
Обеденный перерыв: 13. 00. — 14. 00.
Выходной: суббота, воскресенье