У Елены Киргизовой два собственных салона и кабинет. Ее клиенты — собаки и кошки. Им она делает модные стрижки, массаж, красит шерсть и даже устраивает сеансы загара в солярии. Как показывает ее практика, эти услуги пользуются достаточно хорошим спросом.
Тримминг для Тимати
В салоне знакомимся с красавчиком Тимати. Ему чуть больше года.
— Цверги из тех собак, которые не линяют. Но это не означает, что их шерсть не требует ухода. Цвергшнауцеров, фокстерьеров, гриффонов, джек-рассел-терьеров (не гладкошерстных, а «пушистых») нужно не стричь, а тримминговать — выщипывать отмершие шерстинки, — колдуя над Тимой, объясняет Елена. — Это стимулирует кровообращение, активирует рост новой шерсти, улучшает ее структуру, да и выглядит собака прелестно. Процедура безболезненная. Но длительная. Если стрижка занимает до 2,5 часа, то тримминг, который делают специальным ножом, — до 6. Как правило, перед тем как его делать, прошу привезти потенциального клиента, чтобы оценить его состояние, прикинуть фронт работ и понять, смогу ли еще кого-то записать на этот день.
Постоянных клиентов у Киргизовой 1270. К ней везут собак из Бобруйска, Осиповичей, Жлобина, Могилева, Минска. И даже из Москвы! К примеру, йоркширский терьер Моника из Могилева мастеру Киргизовой не изменяет уже 2 года. «Заказывает» в ее салоне полный комплекс услуг: мытье, вычесывание, стрижку, обработку когтей, чистку ушей.
Ухоженный — значит, здоровый
Некоторые люди, заводя питомца, выбирают картинку. А потом удивляются, что шарик или матроскин требуют много ухода. К тому же у каждого такого друга свой характер. И это, кстати, тоже нужно учитывать, приобретая питомца. Елена по образованию ветврач, в 2002 году окончила академию в Питере. Там и планировала остаться. Но родная сестра Екатерина позвала к себе:
— Ветврачей в Бобруйске не хватало катастрофически, вот и стала трудиться на пару с сестрой. А однажды предложила ей не просто лечить животных, но и наводить красоту. Она посмеялась, мол, никто не будет тратить на это деньги. Но выделила мне место и 1 час в день. С этого все и началось. Шли ко мне клиенты лечиться, а я им предлагала еще и стрижку сделать. Дело пошло, и в 2008 году решила «отпочковаться», стать грумером, создать свой салон. В нашей стране таких еще не было — параллельно со мной открывался один в столице.
Елена уверена: стрижка и тримминг — не только эстетика, но и забота о здоровье четвероногого любимца:
— Эти процедуры, как и чистка ушей, подрезание когтей, влияют на самочувствие животного. Например, ходит спаниель трижды в день на прогулку. После каждой хозяйка ему лапы моет — он же на диван просится. А шерсть у песика богатая, оттого не просыхает. Поэтому периодически ее надо выстригать. У мохнатой собаки, живущей в вольере, зимой между лап может забиваться снег, заледенеет — образуются мозоли. Поэтому я всем говорю: ухоженная собака — здоровая собака.
Спа для шпица, солярий для сфинкса
Клиенты у Киргизовой разные — от огромных ньюфаундлендов до крошечных котят. Чтобы им было комфортно, она приобрела столы с нескользящим покрытием, ванну с выдвигающимися ступенями, компрессор для сушки, что в отличие от фена выдает прохладный воздух (горячий пересушивает шерсть и кожу). А еще в наличии — профессиональные шампуни, кремы, ножницы, ножи, расчески… Есть и комплекс спа-процедур. И это тоже не прихоть, а необходимость.
— Немало пород собак и кошек подвержены аллергии, — объясняет Елена. — Например, шарпеи. У них тело в складочку, если неправильно за кожей ухаживать, может появиться грибок. Очаровашки-шпицы страдают алопецией — облысением.
— Видели мимишных собачек, постриженных под плюшевых мишек? Мы называем это «синдром Бу» — по имени померанского шпица, снискавшего огромную популярность в интернете, — включается в разговор грумер Инна Щерба. — Если такую породу, у которой двойная шубка, «коротить» не ножницами до уровня подшерстка, а машинкой, собачка может заболеть.
Однажды к Киргизовой привели шпица Шона: шерсть в «дырках», как молью побитая. Оказалось, его на дому дважды в год стриг какой-то мастер, чуть не налысо. Результат — мертвые волосяные луковицы. Елена попросила хозяев сводить песика к ветврачу, сдать анализы, чтобы исключить проблемы, например, с печенью. А выяснив, что их нет, назначила курс восстановительных спа-процедур. Две недели шпица мыли специальным шампунем. Параллельно он пропил комплекс витаминов. И восстановился.
Хороший эффект при лечении проблем с шерстью и кожей дают и озоновые или жемчужные ванны. А для некоторых пород, например китайской хохлатой, «голых» кошек — сфинксов, полезен солярий.
Кот превращается во льва
Ветеринарная стоматология — еще одно направление, которое Елена освоила несколько лет назад. Теперь может не только почистить песику зубы, но и поставить пломбу, исправить неправильный прикус. Предлагает она клиентам и фигурные стрижки, окрашивание. Может постричь «под льва» персидского кота или украсить спинку животного креативным рисунком:
— Накрасить йорку когти красным лаком, наклеить на уши или тело стразы тоже могу — по желанию клиента. Но не люблю этого. Моветон, вчерашний день. Я стараюсь развиваться, посещаю всевозможные курсы за рубежом. Есть понятие «культура груминга», и мне интереснее заниматься фигурным выстриганием картинок на шерсти, окрашиванием.
Таких моделей у Елены (она участник и победитель престижных специальных конкурсов в Минске, Москве) много. Краска животным не вредит:
— Декоративный груминг — не дань моде. Такой питомец получает больше внимания. Не только от хозяев, но и от посторонних людей, которые, видя его, приходят в умиление. Соответственно, животное становится счастливее. Недаром ведь говорят: доброе слово и кошке приятно.
В ТЕМУ
Собаки лучше себя ведут у «парикмахера», когда рядом нет их хозяев. Они более покладистые клиенты, чем кошки. Кошку нужно успеть постричь минут за 30—40, больше не вытерпит. Собака может спокойно находиться в руках грумера 4—6 часов.
«По четвероногим клиентам узнаю на улице их хозяев, — говорит Елена Киргизова. — Всех людей запомнить не могу, а собак и котов — запросто. Потому что очень люблю животных. У меня дома три кота: сфинкс Йока и шотландские вислоухие Еся и Аватар. Но мои дети мечтают еще и о собаке. Пока думаю — это ведь большая ответственность».
КСТАТИ
Киргизова планирует открыть в Бобруйске еще и груминг-центр, чтобы в одном месте клиенты получали весь комплекс процедур. Помещение уже есть, идет ремонт. Многодетная мама надеется, бизнес станет семейным. Младший из троих ее сыновей — Рома — в будущем хочет стать грумером.
ЦЕНА ВОПРОСА
В груминг-салоне Минска стрижка йорка, по словам Киргизовой, стоит 65—70 рублей, в Бобруйске — 35. В Москве — долларов 50. Стрижка кошки: Минск — 60 рублей, Бобруйск — 30.