Раскладные столики, на которых много маленьких отверточек, комплекты резины, ящички с непонятными деталями, а по центру - автомодель! Над каждым столом, тихо переговариваясь, несколько человек, стараясь не упустить ничего, настраивают, проверяют, регулируют… Именно так автомоделисты готовятся к гонкам.
Электронная засечка, от которой зависит, кто из моделистов поднимется на пьедестал почета, металлическим голосом отчеканивает: 20 секунд до старта… Десять, девять, восемь… И вдруг все меняется за секунду. Начинается невероятное по энергетике движение. Пилоты поднимаются на вышку, механики в одной перчатке держат в руках рычащие и готовые вырваться модели. Семь, шесть, пять… рев моделей усиливается, пилоты переговариваются с вышки с механиками, бегающими туда-сюда. Четыре, три, два… модели занимают стартовые позиции. Один!.. Громкий сигнал старта и семь моделей с невероятной скоростью рвутся с места, механики еле успевают отбежать в сторону. Так начинается 30-минутный финальный заезд моделей с двигателем внутреннего сгорания на 2 этапе чемпионата Республики Беларусь по автомодельному спорту, который 22-24 июня прошел в Бобруйске.
Пульт управления погодой
Отдел технического творчества Центра творчества детей и молодежи г. Бобруйска, которому было доверено принимать чемпионат Республики Беларусь, готовился к этим соревнованиям с особенной тщательностью. За несколько недель стало известно, что этот этап может стать международным. Шесть моделистов из Украины подали заявки на участие в этапе. Бобруйские «техники» всегда очень ответственно подходят к подготовке чемпионата, но за всю историю автомодельного спорта зарубежные гости ехали в город на Березине впервые.
С самого утра работа на трассе для радиоуправляемых моделей «кипела»: устанавливались палатки, раскатывалась гофра, удлинители, столы - все, что может понадобиться гостям, спортсменам и судьям. Все приготовления происходили под дождем, который шел не переставая. И вот спортсмены и гости прибыли, модели выстроены, прекрасный танец станцевали учащиеся из объединения по интересам «Вдохновение». На установленных специально к соревнованиям флагштоках развеваются два флага стран-участниц, поднятые учащимся Центра творчества, многократным призером соревнований различного уровня Романом Бичаном и мастером спорта международного класса Украины Олегом Ивановым. Всем спортсменам из Украины на память о Бобруйске вручены сувениры.
В легкой и непринуждённой беседе спортсмены ждали «чуда» от погоды и шутили, что пульт управления моделью есть, а вот для погоды пульт никто еще не придумал.
Особые люди
Через несколько часов после открытия соревнований стало понятно, что дождь не прекратится, и главным судьей было принято решение перенести заезды моделей на завтра. Завтрашний прогноз погоды выглядел не лучше, но спортсмены в один голос заявили, что «заезды состоятся при любой погоде».
Проливной дождь может очень сильно навредить моделям. Когда асфальт становится мокрым, ими сложнее управлять и есть огромный риск разбить модель. Стоит спорткар совсем не дешево, как не очень новый автомобиль, а подготовить ее к соревнованиям - это и время, и немалые средства. Но автомоделизм – это особое увлечение, а автомоделисты - особые люди. Они готовы на риск. Ведь для спортсмена, который может по звуку двигателя на расстоянии определить неисправность, - это не просто увлечение, а серьезный спорт, и каждый кубок имеет значение. Соревнования всегда поражают искренностью и какой-то невероятной атмосферой. Каждый готов прийти на помощь, поддержать и помочь, и речь сейчас не только о спорте, а о большой и дружной автомодельной семье.
30 минут не моргая
На следующий день погода наладилась, проглядывало солнце и стало понятно, что гонка пройдет не в таком экстремальном режиме, как планировалось. И началось… Людям, которые не очень разбираются в этом виде технического спорта, может показаться, что на площадке хаос, но все движения, как пилотов, так и спортсменов, отточены до автоматизма. Когда модель переворачивается на трассе, к ней с места срываются несколько «маршалов» (так называют людей, которые следят за этим). А замена резины во время заезда… (да-да, во время гонки на модели меняют резину и выглядит это так же захватывающе, как на Формуле-1), а по скорости замены механики автомоделисты не уступают механикам Ferrari.
- За финальную гонку я моргаю максимум 3-4 раза, - рассказывает Валерий Чернявский, спортсмен из Минска, - иначе никак не победить, скорость высокая, конфигурация сложная, моргнул - вылетел, а это тридцать минут, потом с вышки спускаешься - почти ничего не видишь.
Борьба была очень непростой, но захватывающей. Модели выходили из строя, «вылетали» с трассы кубарем, дозаправка топливом длилась не более двух секунд, накал невероятный, но что бы ни произошло, спортсмены всегда поздравляют друг друга и подбадривают тех, для кого гонка сложилась не очень удачно.
На уровне
Церемония награждения победителей всегда торжественна и волнительна, особенно когда соревнования международные. Спортсмен Роман Бичан, учащийся технического отдела ГУО «Центр творчества детей и молодежи г.Бобруйска» поднялся на пьедестал почета с особой гордостью. Второе место на соревнованиях такого уровня - очень серьезная заявка. Несколько наград уедет в солнечную Украину, также среди победителей - представители Минска, Витебска и еще нескольких белорусских городов.
- В Бобруйске нас встретили лучше, чем на чемпионате Европы, - оценил организацию соревнований представитель Украины Олег Иванов, - такого уровня не было даже во Франции.
Такие слова услышишь не каждый день, а значит - все получилось!
Отдел технического творчества ГУО «Центр творчества детей и молодежи г. Бобруйска» благодарит за помощь в организации соревнований БГП «Водоканал», ЗАО «Легпромразвитие», ОАО «Спецавтопредприятие», БУКДДЭП, УЗ «Бобруйская центральная больница», ИП Тандилян С.А.
Текст Татьяны Кизатовой
Фото Натальи Мельниковой