Подростковый период имеет ряд особенностей. В это время происходит формирование ценностей и отношения к общепринятым нормам и правилам. Это важный этап для формирования самооценки. К основным характеристикам данного возрастного периода следует отнести эмоциональность, самокритичность, психо-эмоциональную неустойчивость, усиление критичности к окружающим, несогласие, а часто и протест, с решениями взрослых. Проблема «отцов и детей» в подростковом возрасте становится зачастую довольно острой, теряется взаимопонимание в детско-родительских отношениях. Проблемы подростки предпочитают решать самостоятельно, не рассматривая при этом советов окружающих. Подростки редко задумываются о последствиях своих действий и поступков. Главная особенность правонарушителей подросткового возраста – это деформация нравственных и правовых ориентиров. Иногда причиной совершения правонарушений является правовая неграмотность. Среди основных характеристик несовершеннолетних правонарушителей следует выделить эмоциональную и психологическую неустойчивость, упрямство, агрессивность.
К основным критериям правонарушителей относят:
-психологические нарушения;
-социально-экономические проблемы;
-отсутствие контроля со стороны родителей;
-конфликтные ситуации в семье;
-отсутствие занятости, когда правонарушения совершаются от скуки и безделия;
-особые невропатологические черты (среди которых ранимость, обидчивость раздражительность);
-пренебрежение общепринятыми нормами;
-правовая неграмотность;
-конфликтные ситуации в обществе;
-употребление психоактивных веществ.
Часто правонарушения подростки совершают группой лиц, т.к. групповое поведение как позитивного, так и негативного характера является одной их основных возрастных особенностей подростков:
1.С целью формирования правильно, здорового поведения Вашего ребенка: Умейте выслушать – с пониманием, внимательно, не перебивая и не настаивая на своем.
2.Разговаривайте со своим ребенком: если общения нет, вы отдаляетесь друг от друга.
3.Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
4.Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
5.Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет сигарета, наркотик или предложение совершить противоправное деяние.
6.Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
7.Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы.
8.Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей.
9.Нельзя, даже в ситуации психоэмоционального возбуждения позволять себе оскарбления в сторону ребенка, например: бездельник, лодырь, хам. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
10.Разъясните своему ребенку то, что с 14 и с 16 лет они несут административную и уголовную ответственность за совершенные правонарушения.