Что мы делаем, когда видим инвалида? Большинство - испытывают жалость, но отвернутся и поспешат дальше, считая, что помочь не могут, а жалость унижает и обижает человека.
Действительно, душевно здоровые люди, физически являющиеся инвалидами, обычно с благодарностью принимают при необходимости помощь, но не любят и не принимают жалость и не хотят вставать в ряд с попрошайками, нашедшими в своей инвалидности способ стать паразитами. «Мы - не неполноценные!" - говорят они, требуя видеть в них обычных людей хоть и с ограниченными возможностями.
И все же инвалид - человек с серьезными физическими недостатками, лишающими его возможности вести нормальную для других людей жизнь, поэтому помощь и забота им необходимы. Как же помочь таким людям, не унижая их жалостью?
Прежде всего - относиться к инвалидам с уважением.
Не используйте некорректные выраженияпри общении с инвалидами (калека, неполноценный и т.п.), подобные слова могут оскорбить человека.
Используйте личностный подход. Инвалидность лишь один из аспектов жизни человека, не всегда самый важный, у многих есть работа, семья, обязанности, увлечения. Инвалиды – это те же студенты, пассажиры, клиенты, просто имеющие некоторые проблемы, связанные с инвалидностью.
Общаясь с инвалидом, обращайтесь к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, со взрослыми обращайтесь как со взрослыми.
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:
• Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
• Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
• При планировании мероприятий с участием инвалидов всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
• Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
• Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при
передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Относитесь к другому человеку как к себе самому, точно также его уважайте – и тогда ваше общение и ваша помощь будут эффективными.
Учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бобруйска»