Адрес: 213826, Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Советская,78.
Тел/факс
(+375 225) 72-05-91
Телефон горячей линии
(+375 225) 76 21 72
Телефоны службы «одно окно»
(+375 225) 71 73 99,
(+375 225) 71 50 84
(+375 225) 76-52-46
E-mail: lenadmpriem@bobrlen.gov.by (для деловой переписки)
Выборы 2024

06 мая 2020
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

О нормах указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143

О нормах указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143» информирует о следующем.
Указом для организаций в части налогообложения и налогового администрирования предусмотрены следующие меры поддержки.
1. Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
1.1. Общие положения.
Указом предусмотрено предоставление областными, Минским городским, районными, городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами (далее – местные органы власти) отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., с их погашением с 1 октября по 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями  не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.
Следует отметить, что на условиях, предусмотренных Указом, субъекту хозяйствования – налоговому агенту не предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит по подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц, поскольку исходя из положений законодательства, плательщиками подоходного налога признаются физические лица. Данный налог удерживается с доходов физических лиц при выплате им заработной платы и иных приравненных к ней доходов и не является налоговым обязательством организации или индивидуального предпринимателя.
1.2. Плательщики, имеющие право на отсрочку с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит предоставляются:
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – субъекты хозяйствования), основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень (приложение к Указу);
арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа.
1.3. Условия предоставления отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.
 Для целей применения Указа отсрочка с последующей рассрочкой предоставляется по платежам, по которым имеется задолженность их погашения, и (или) наступил срок их уплаты, налоговый кредит – в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил.
Например: отсрочка уплаты налога при упрощенной системе налогообложения предоставляется с 23 апреля 2020 г. по                                 30 сентября 2020 г.,  рассрочка – с 1 октября по  31 декабря 2020 г., с ее погашением ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.   
Налоговый кредит предоставляется по земельному налогу, подлежащему уплате в установленные законодательством сроки, приходящиеся на период с 1 мая по 30 сентября 2020 г., с его погашением ежемесячно равным долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г. не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.
Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.
Обязательным условием изменения установленного законодательством срока уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита является  своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.
При нарушении данного условия право пользования отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом утрачивается, а суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются налоговым органом за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь, начиная со дня утраты такого права.
1.4. Документы, необходимые для получения отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита.
Субъекты хозяйствования, претендующие на предоставление отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита на условиях, предусмотренных Указом, должны подать заявление об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя), в местные органы власти по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.
Справочно: Форма заявления установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 26 апреля 2013 № 14 (приложение 34-4).
При получении отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам) их уточнения не требуется, налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке.
2. Снижение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
2.1. Общие положения.
В соответствии с нормами подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа предоставлено право областным Советам депутатов или по их поручению местным Советам депутатов базового территориального уровня и Минскому городскому Совету депутатов, местным исполнительным комитетам (далее – местные органы власти), администрациям свободных экономических зон в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее - арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате ими во II и III кварталах 2020 года.
2.2. Сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено снижение подлежащих уплате сумм платежей в бюджет.
Вышеназванная преференция применяется по следующим срокам уплаты:
- по налогу на недвижимость: 22 июня и 22 сентября;
- по земельному налогу: 15 апреля, 15 июля, 15 сентября  (по земельным участкам сельскохозяйственного назначения); 22 мая, 24 августа (по иным земельным участкам);
- по арендной плате за земельные участки: 22 мая и 24 августа, а для организаций, которые уплачивают арендную плату не в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» - по срокам уплаты, указанным в договоре аренды и приходящимся на II и III кварталы.
2.3. Условия предоставления преференции.
Местными органами власти, администрациями свободных экономических зон указанные преференции устанавливаются в отношении категорий плательщиков, определенных ими самостоятельно.
Плательщики - организации вправе обратиться в названные органы с обоснованием целесообразности включения их в перечень категорий плательщиков, которым предоставляются вышеуказанные преференции.
2.4. Порядок применения.
По мере принятия местными органами власти, администрациями свободных экономических зон решений об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате плательщиками во II и III кварталах 2020 года, определенным категориям плательщиков, такие суммы уменьшения подлежат отражению плательщиками в соответствующих налоговых декларациях (расчетах)с внесенными изменениями и (или) дополнениями:
- по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5;
- по земельному налогу (часть I приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»:
в графах 16, 18 и 20 – по землям сельскохозяйственного назначения;
в графах 17 и 19 – по иным земельным участкам;
- по арендной плате за земельные участки (часть II приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.
Пример 1 (условный): Сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально – по 100 рублей.
В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм земельного налога, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.
Таким образом, организация должна произвести уплату земельного налога в следующем порядке: за I квартал - 100 руб., за II квартал – 40руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал – 40 руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал - 100 руб., и соответственно, отразить такие суммы в части I налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций  (пример заполнения приведен в приложении 1 к письму).
Пример 2 (условный): Cумма арендной платы за земельные участки, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально – по 100 руб.
В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.
Таким образом, организация уменьшает  сумму арендной платы за земельные участки, подлежащую уплате, на коэффициент 0,4 и производит уплату арендной платы в следующем порядке: за I квартал - 100 руб., за II квартал – 40руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал – 40руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал - 100 руб.
Эти суммы подлежат отражению в части II налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций (пример заполнения приведен в приложении 2 к письму).
Пример 3 (условный): Сумма налога на недвижимость, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально – по 100 руб.
В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм налога на недвижимость, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.
В приведенном примере организация должна произвести уплату налога в следующем порядке: за I квартал – 100 руб., за II квартал – 40руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал – 40руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал - 100 руб.
Такие суммы отражаются в разделе I налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций  в следующем порядке:
по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5 отражаются суммы, на которые уменьшается налог к уплате, а по строкам 7.2 и 7.3 – суммы налога к уплате;
по строке 7.4 «по сроку уплаты 22 декабря» в графе 6 следует отразить сумму налога, причитающуюся к уплате без применения норм Указа, т. е. в размере 100 руб. (пример заполнения приведен в приложении 3 к письму).
3. Смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС.
3.1. Общие положения.
Для арендодателей, предоставляющих отсрочку арендаторам по оплате арендной платы в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 или пунктом 11 Указа, предусмотрено смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС на 31.12.2020 в отношении арендной платы за недвижимое имущество, день сдачи которого в аренду приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (пункт 12 Указа).
Справочно: для целей применения положений пункта 12 Указа в части смещения срока исполнения налогового обязательства по НДС под недвижимым имуществом понимаются капитальные строения (здания, сооружения), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части, т.е. недвижимое имущество как государственной, так и частной формы собственности.
3.2. Условия применения.
Условием получения вышеуказанной преференции, как отмечено выше, является необходимость предоставления отсрочки по арендной плате арендатору. В свою очередь перенос срока исполнения налогового обязательства по НДС осуществляется только в отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.04.2020 по 30.09.2020. По указанным суммам арендной платы ЭСЧФ арендодателями за период  с 01.04.2020 по 30.09.2020 будет выставлен в адрес арендаторов не позднее 10.01.2021.
В отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.10.2020, исчисление и уплата НДС, а также выставление ЭСЧФ должны будут производиться в установленном законодательством порядке.
Справочно: день сдачи недвижимого имущества в аренду определяется в соответствии с пунктом 10 статьи 121 Налогового кодекса Республики Беларусь.
При применении в соответствии с пунктом 12 Указа отсрочки по оплате НДС плательщиком уточненная налоговая декларация (расчет) по НДС не представляется, а обороты по сдаче недвижимого имущества в аренду за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 будут отражаться в налоговой декларации (расчете) за 2020 год, представляемой по сроку 20.01.2021.
4. Учет при налогообложении затрат на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Указа затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Министерством здравоохранения, включаются юридическими лицами в состав внереализационных расходов.
Министерством здравоохранения в настоящее время ведется разработка такого перечня.
После его принятия Министерством по налогам и сборам будут подготовлены дополнительные разъяснения по данному вопросу.
Данное письмо и приложения к нему размещены на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Инспекция МНС Республики Беларусь по г.Бобруйску


Бобруйский городской исполнительный комитет­




© 2009-2024 Администрация Ленинского района г.Бобруйска. Официальный сайт.