Любой житель современного города в своей повседневной жизни пользуется услугами перевозчиков. Кто-то ежедневно, кто-то от случая к случаю. Одни предпочитают маршрутное такси, другие – автобус, троллейбус. При постоянно увеличивающемся темпе жизни растет спрос и на такой вид транспортных услуг, как такси. Соответственно увеличивается необходимость и в количестве субъектов хозяйствования, оказывающих данные услуги.
Налоговыми органами наряду с мерами профилактического и предупредительного характера осуществляется проведение проверок, направленных на выявление фактов нарушения налогового и иного законодательства, входящего в компетенцию налоговых органов, в сфере перевозок пассажиров.
Основная доля выявляемых нарушений устанавливается в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси. Главными нарушениями, которые допускаются лицами, оказывающими такие услуги, являются:
неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при оказании услуг за наличный расчет.
Законодательством определено, что по окончании перевозки для подтверждения произведенной пассажиром оплаты стоимости проезда в автомобиле-такси водитель обязан выдать пассажиру платежный документ (чек кассового суммирующего аппарата) и произвести с ним расчет.
Наличие чека гарантирует пассажиру право на возмещение перевозчиком вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, в порядке, установленном законодательством. Кроме того, требуя выдачи платежного документа, подтверждающего факт расчета за оказанные услуги, граждане вносят свой вклад в пресечение фактов сокрытия выручки и обеспечение полной уплаты причитающихся платежей в бюджет субъектами предпринимательской деятельности.
Ответственность за совершение указанного административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин.
нарушение порядка использования кассового оборудования, платежных терминалов, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси обязаны использовать при приеме наличных денежных средств модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенные с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО).
Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, со сферой применения «Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси».
Модели кассовых аппаратов с иной сферой применения, которые не включены в раздел 3 Государственного реестра, не могут использоваться при оказании услуг автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями-такси.
Также при оказании услуг автомобилями-такси юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие прием к оплате банковских платежных карточек.
За 2019 год инспекцией МНС Республики Беларусь по г.Бобруйску проведено 24 административных процесса в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси, которые допустили нарушение установленного порядка приема наличных денежных средств и нарушение порядка использования кассового оборудования. По их результатам вынесено 24 постановления об административном правонарушении и привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 967,73 руб. должностные лица организаций, индивидуальных предпринимателей, а также наемные работники.
осуществление физическими лицами предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Если деятельность физического лица по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе осуществляется постоянно, такому физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
В течение 2019 года инспекцией МНС Республики Беларусь по г.Бобруйску было проведено 32 тематических оперативных проверки в отношении физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси без государственной регистрации. По результатам данных проверок вынесено 31 уведомление – предупреждение об ответственности за осуществление деятельности без государственной регистрации, доначислено и взыскано 3355,35 руб. единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В отношении 1 физического лица, совершившего повторное нарушение, составлен протокол об административном правонарушении и на основании постановления Экономического суда Могилевской области он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 76,50 руб. Помимо этого, ему предъявлен к уплате единый налог в повышенном размере с применением коэффициента 5 в сумме 550,00 руб.
Кроме того, инспекцией продолжают выявляться нарушения, которые допускаются субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими услуги по перевозке пассажиров маршрутными такси. В 2019 году проведено 8 внеплановых тематических оперативных проверок таких субъектов предпринимательской деятельности, в результате которых установлено 9 случаев нарушения порядка приема наличных денежных средств и 1 случай нарушения порядка использования кассового оборудования. По результатам данных проверок к административной ответственности в виде штрафа на сумму 206,55 руб. привлечено 4 наемных работника, а также должностное лицо.
Инспекция МНС Республики Беларусь по г.Бобруйску
Бобруйский городской исполнительный комитет