Возросшая цифра дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети и подростки, беспокоит и педагогов, и сотрудников Госавтоинспекции.
В 2018 году на территории Могилевской области зарегистрировано 55 аварий с участием несовершеннолетних, в результате которых 2 подростка погибли, 58 получили различные травмы и увечья. В сравнении с 2017 годом увеличилось количество ДТП на 13 случаев, число раненых в ДТП детей и подростков возросло на 13 человек, погибших – на 1.
Уже в текущем году под колеса автомобилей попали 3 ребенка-пешехода. В двух случаях водители оставили место аварии… В настоящее время ГАИ устанавливает очевидцев данных ДТП и проводит розыскные мероприятия.
Наибольшее число несовершеннолетних в минувшем году получили травмы, являясь пешеходами (23 ДТП в 2018 году). Дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость, переоценивают свои возможности, считая себя быстрыми и ловкими. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Ведь, в любом случае, виновниками происшествий, в которых страдают дети, оказываются родители и водители, которые не смогли научить, предупредить, предусмотреть возникновение непредсказуемой ситуации с юными участниками дорожного движения.
В детской безопасности на дороге многое зависит от поведения водителей. Умение человека за рулем предвидеть опасность, готовность при внезапном появлении ребенка на дороге остановить свой автомобиль – один из главных факторов, предупреждающих детское травмирование. Однако в действительности сами водители, нарушая Правила, ставят под угрозу детские жизни.
По вине взрослых в авариях пострадали 24 несовершеннолетних пассажира.
ГАИ напоминает: судьбу ребенка в аварийной ситуации определяет то, как он сидит в автомобиле. Перевозка детей в возрасте до 5 лет в легковом автомобиле должна осуществляться с обязательным использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.
Детей от 5 до 12 лет необходимо перевозить с использованием удерживающих устройств или иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
В сводку ДТП 2018-го года попали также 10 детей-велосипедистов.
С наступлением теплых дней дети с удовольствием сядут кататься на велосипедах. И это – повод для беспокойства. Самостоятельные детские велопоездки очень часто заканчиваются синяками и шишками.
Велосипед – одно из самых незащищённых и неустойчивых транспортных средств, и даже незначительное на первый взгляд столкновение может повлечь за собой очень серьёзные последствия для велосипедиста. Велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нём.
Своевременно напомните ребятам о правилах движения на велосипеде. В первую очередь, для юного велосипедиста очень важны знания ПДД и хорошие навыки управления велосипедом.
Управление велосипедом по дороге без сопровождения взрослого разрешено с 14 лет. Но для того, чтобы самостоятельно выехать на проезжую часть, необходимо знать и понимать не только общие правила управления велосипедом, но и правила, которыми руководствуются водители автомобилей. Велосипедист должен знать значение всех дорожных знаков и дорожной разметки.
Двигаться на велосипеде разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. Велосипед должен быть технически исправен, быть оборудован зеркалом заднего вида и оборудован световозвращтелями. Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Велосипедисту следует помнить, что при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу он обязан вести велосипед рядом с собой и руководствоваться правилами для движения пешеходов.
Кроме этого на велосипеде запрещается перевозка пассажиров, кроме детей в возрасте до 7 лет на специально оборудованном сиденье.
Особую обеспокоенность у сотрудников ГАИ вызывают такая категория участников дорожного движения, как подростки-водители.
Фактов, когда за руль транспортного средства садятся ребята, не имеющие водительского удостоверения, в сводке, к сожалению, немало. Часто родители из самых лучших побуждений покупают скутер, мопед или новомодный мотовездеход. Однако они мало задумываются о том, сколько неприятностей и бед может принести в их семьи этот дорогой подарок для любимого ребенка…
В июне 2018-го в Бобруйском районе погиб 17-летний подросток, который управлял мопедом, не имея на то права.
Взрослым, имеющим детей-подростков, стоит контролировать и то, чтобы дети тайком не садились раньше времени за руль родительского легкового автомобиля. В силу возрастного фактора бесправная молодежь не всегда заботится о своей безопасности, беспечно полагаясь на волю случая.
Со стороны Госавтоинспекции уделяется самое пристальное внимание поведению на улицах и трассах таких участников дорожного движения, как водители мототранспорта. И все-таки хотелось бы, чтобы в первую очередь родные и близкие позаботились о безопасности подростков, которые управляют мотоциклом, скутером или мопедом. Прежде, чем приобрести ребенку такой транспорт, необходимо настоять на том, чтобы он выучил Правила дорожного движения, получил право на управление им, сдав соответствующие экзамены в Госавтоинспекции.
Подросткам, которым не терпится стать водителем, следует помнить о возрастных условиях получения права управления механическими транспортными средствами. С 16-ти лет – можно стать водителем «легкого мотоцикла», скутера или мопеда. С 18-ти – управлять легковым автомобилем и мотоциклом помощнее.
Правила управления скутером (мопедом):
1. Если у механического транспортного средства рабочий объем двигателя менее 50 куб. см и максимальная скорость движения менее 50 км/ч – это мопед (скутер).
2. Чтобы управлять мопедом (скутером), подросток должен достичь 16-летнего возраста. Необходимо изучить ПДД, оформить медсправку, сдать теоретический экзамен в ГАИ и получить водительское удостоверение категории «АМ».
Мопед (скутер) должен быть зарегистрирован в ГАИ.
3. Движение на мопеде (скутере) должно осуществляться по обочине или краю проезжей части дороги. Водителю указанных транспортных средств запрещено ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам
4. Водитель мопеда обязан двигаться в застегнутом мотошлеме, на скутере должен быть включен ближний свет.
Правила получения водительского удостоверения на право вождения «легкого мотоцикла»:
1. Мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт, относят к так называемым «легким мотоциклам».
2. Подростку должно исполниться 16 лет. Необходимо получить медицинскую справку о годности к управлению мотоциклом.
3. Нужно изучить ПДД.
4. Необходимо сдать теоретический и практический экзамены в ГАИ и получить водительское удостоверение категории «А1».
Мотоцикл должен быть зарегистрирован в Госавтоинспекции.
Если подросток решил стать водителем, он должен знать об административной ответственности за нарушения ПДД.
Так, бесправное вождение влечет наложение штрафа до 510 рублей.
С 29 августа 2018 года введена ответственность за движение на мотоцикле и мопеде без рук или на одном колесе.
За управление мотоциклом, мопедом на одном колесе (а равно движение, при котором лицо, управляющее таким транспортным средством, не держится за руль или не держит ноги на педалях (подножке) предусмотрен штраф в размере от 5 до 10 базовых величин (127,5-255 рублей) с лишением права управления транспортными средствами сроком до 6-ти месяцев.
Если в результате таких действий мотоциклиста будет создана аварийная обстановка, то штраф составит от 127,5 до 510 рублей с лишением прав до 2 лет.
Мотовездеходы (снегоходы, квадрициклы и квадрациклы)
Понятие «квадрицикл» четко прописано в ПДД, как четырехколесное механическое транспортное средство, которое имеет приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов и ему разрешено участие в дорожном движении, т.к. он приравнивается к автомобилям и регистрируется в подразделениях Госавтоинспекции, а для управления им необходимо наличие категории «В».
Такого же понятия, как «квадрацикл» в правилах нет. Поэтому данное транспортное средство в дорожном движении участвовать не может. Вместе с тем, квадрациклы не только приобретают, но и используются для поездок.
Если же квадрацикл встретится инспектору ГАИ на дороге общего пользования, то его водитель будет привлечен к административной ответственности за въезд на автомобильную дорогу общего пользования транспортного средства и съезд с нее (штраф от 0,2 до 1 базовой величины).
Отдельно следует обратить внимание на движение мотовездеходов по сельскохозяйственным угодьям. В месте посевов либо насаждений совершать поездки запрещено. Проезд по посевам или насаждениям на автомобиле, тракторе, комбайне, мотоцикле или другом транспортном средстве расценивается, как уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений – за это предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 базовых величин.
При участии в дорожном движении, когда это не запрещено Правилами дорожного движения, водители квадрациклов привлекаются к ответственности на общих основаниях.
Новомодные средства передвижения и Правила движения на них
Не успел растаять снег, как на улицах появились любители всевозможных новомодных средств передвижения. По тротуарам и велодорожкам вовсю колесят гироскутеры, сегвеи, электросамокаты,электровелосипеды и даже моноколеса. И в перспективе некоторые из них вполне могут составить конкуренцию привычным велосипедам, некоторые модели развивают немалую скорость. А значит, обязательно встанет вопрос о правилах их участия в дорожном движении.
В нашей стране единого мнения экспертов в отношении новых средств мобильности пока нет. Возможно, их участь будет оговорена в ближайшей редакции ПДД. Пока же пользующиеся ими приравниваются к пешеходам... И при возникновении конфликтной ситуации с другими участниками дорожного движения они будут нести ответственность на общих основаниях.
В будущем, возможно, и в Беларуси последуют опыту европейских стран, которые ввели классификацию в зависимости от скорости таких устройств. Меньше 5 км/час — могут передвигаться вместе с пешеходами. До 20 — уже с велосипедами.
Уважаемые родители! Дорога – место повышенной опасности. Минимизировать количество аварий с участием несовершеннолетних – важнейшая задача для нас, взрослых! Учите детей, как правильно себя вести на дороге, будьте им примером в соблюдении ПДД. Контролируйте детский досуг. Напоминайте об обязательном использовании световозвращающих элементов в темное время суток. Подарки делайте с умом, а главное – больше времени проводите со своими детьми!
Бобруйский городской исполнительный комитет