Беларусь относится к числу стран, в которых «демографическая зима» может наступить уже в ближайшие десятилетия. Безусловно, достижение пенсионного возраста вовсе не означает беспомощности - многие из этих людей социально активны,продолжают работать, однако есть и такие, которым нужна помощь - это прежде всего одинокие люди.
Новая форма социального обслуживания одиноких пенсионеров может решить эту проблему: пожилые люди, имеющие в собственности жилье, могут заключить с государством договор пожизненного содержания с иждивением. Согласно договору, гражданинпередает свою недвижимость в собственность города, за что государство обязуется пожизненно содержать пенсионера с иждивением. Подчеркнем, что право распоряжаться жильем государство получает только после смерти пожилого человека. Такая форма доступна только гражданам, достигшим 70-летнего возраста и не имеющим лиц, обязанных по закону их содержать, — то есть тотально одиноким.
Существует два варианта договора пожизненного содержания. В первом человек остается в собственной квартире, за ним ухаживают и оказывают услуги на дому. Делает это социальный работник территориального центра социального обслуживания населения. Заключившему договор, гарантировано проживание в квартире, оплата коммунальных услуг, текущий ремонт и замена сантехнического оборудования, бесплатные социально-бытовые услуги на домуи ежемесячная рентная выплата с сохранением пенсии, которая составляет не менее 2 базовых величин.
Вариант второй предусматривает переезд на местожительство в госучреждение: человеку предоставляется отдельная комната в доме-интернате, питание, круглосуточное медицинское наблюдение, технические средства ухода и реабилитации, организованный культурный досуг, дополнительные бытовые услуги с сохранением пенсии в полном размере и выплата ренты.
Еще одним условием договора пожизненного содержания с иждивением является предоставление ритуальных услуг, в том числе по погребению и захоронению в местах, оговоренных пенсионером.
Граждане за семьдесят очень настороженно относятся к своему имуществу, у них совершенно другой менталитет, свои привычки и взгляды. Учитывая это, не удивительно, что ко всему новому они относятся очень осторожно, тем более, если новшества связаны напрямую с имущественными отношениями. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что рентодателями выступают государственные учреждения, у которых нет заинтересованности в жилье пенсионера.
Так что же такое договор пожизненной ренты — отчаянный шаг одинокого человека или обеспечение своей старости? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. В данном случае польза эксперимента очевидна: государство предлагает новую форму услуг. Предлагает, но не навязывает. В любом случае, выбор всегда остается за человеком.