Адрес: 213826, Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Советская,78.
Тел/факс
(+375 225) 72-05-91
Телефон горячей линии
(+375 225) 76 21 72
Телефоны службы «одно окно»
(+375 225) 71 73 99,
(+375 225) 71 50 84
(+375 225) 76-52-46
E-mail: lenadmpriem@bobrlen.gov.by (для деловой переписки)
Выборы 2024

09 октября 2018
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

Проблема, о которой не принято говорить: детское воровство

Проблема, о которой не принято говорить: детское воровство

«С виду, мы вроде бы нормальная семья, а ребенок ворует..»,  -  сказала растерянно мама 9-летней девочки на нашей первой встрече.

Детское воровство относится к так называемым «стыдным проблемам». Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему и нелегко признаться, что их ребенок совершил «ужасный поступок» – присвоил чужую вещь. Между тем, детское воровство – один из наиболее частых поводов обращения к психологу.

Почему дети воруют?

Неосознанное действие. Представление о том, что такое «мое» и что такое «чужое» формируется у детей после 3 лет. Но оно не берется ниоткуда, это должно стать результатом определенной воспитательной работы родителей. Если же этого не происходит, то малыш может просто-напросто присвоить какую-то вещь только потому, что она ему очень понравилась, и ему захотелось ей владеть. При этом он не понимает, что преступил определенный рубеж и совершил плохой поступок; не осознает, что доставил огорчение владельцу и т. п. Это некий мимолетный момент, в который ребенок действует неосознанно: захотелось – взял.

Психологический климат в семье. Кража может стать реакцией ребенка на эмоциональную ситуацию в семье, психологический климат. Главное желание любого ребенка, его первая эмоциональная реакция – чтобы его любили. Если ребенок не чувствует достаточно теплоты, то будет стараться привлечь к себе внимание вот таким нестандартным способом. Вообще, как правило, если малыш доходит до такой крайней меры, значит, все «хорошие способы» он уже перепробовал. В этом случае, кражи могут повторяться, ведь ребенок рассуждает так: если с ним столько разговаривали, нотации читали, с воспитателем беседовали и пр., значит, цель достигнута – он получил желаемое внимание, пусть и не то, какого хотелось и таким путем. Ребенок может прибегать к этому способу снова и снова. Также малыш может попытаться таким вот образом пытаться сплотить родителей.

Другие причины. Порой дети решаются на мелкое воровство ­просто из любопытства: как это – взять чужое?
Причиной также могут выступать личностные проблемы самого малыша. Например, он стремится к лидерству в группе детского сада, но у него не получается. Завидуя лидеру, ребенок может попытаться, таким образом, его исподтишка «наказать», совершить такую маленькую месть, чтобы компенсировать чувство неудовлетворенности существующей ситуацией.

Что делать? Ни в коем случае нельзя оставлять факт воровства без должной реакции, вопрос в том, какой должна быть эта реакция. Не ругайте ребёнка в присутствии других. Если это случилось один раз, просто объясните, что это чужая вещь и её брать нельзя. Не заостряйте на этом внимание. Не нужно кричать на ребенка, ставить на нем клеймо «вора» и уж тем более прибегать к такому «дедовскому» методу, как физическое наказание. Важно помнить, что дети воруют не ради наживы (предметом кражи обычно выступают какие-нибудь мелочи), Чаще всего, это либо сиюминутный фактор, либо показатель что семье что-то не так. Тем не менее, нельзя оставлять подобный эпизод без внимания, порицание в любом случае должно быть. Важно донести до него, что нельзя безнаказанно завладеть чужой вещью. Для этого нужно обязательно выяснить причину поступка, а если не получается сделать это самим, то обратиться к психологу.

Откровенно поговорите с ребёнком. Когда вы уверены, что ваш ребёнок что-то украл, не допрашивайте: «Это ты украл? Как ты мог?» скажите просто: «Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было потом так стыдно и плохо! С тобой тоже так сейчас?» продолжайте задавать вопросы с чувством осуждения в голосе. Важно, чтобы ребенок почувствовал стыд от содеянного. Нужно донести до него, что такие поступки неприемлемы, а самое главное, ребенок должен непременно извиниться перед хозяином предмета и либо вернуть его, либо (если это невозможно) возместить ущерб. Ребенок должен пережить этот, безусловно, дискомфортный момент, чтобы в дальнейшем ему не хотелось испытать его вновь – это и есть лучшее наказание. Тогда велика вероятность, что одним случаем все ограничится. Если же подобные ситуации продолжаются, то это очень тревожный «звонок» для родителей – значит, в семье что-то не так. Это требует обязательного вмешательства психолога. Интересно, что в таких случаях, психолог работает не с самими малышами, а с его родителями. У ребенка одна мотивация – привлечь к себе внимание. Порой занятые родители просто «откупаются» от детей игрушками и пр., а малышам непременно нужно ощущать тепло и любовь. Начать нужно папам и мамам с себя. Все дети рождаются хорошими, а то, что родители потом пожинают – это плоды их воспитания. Корректируется поведение родителей – следовательно, корректируется поведение ребенка. Часто родители стесняются обратиться с данной проблемой к психологу, считая, что это очень стыдно, в итоге приходят к специалисту только тогда, когда ситуация переходит все разумные грани. В некоторых случаях родители списывают все на то, что, ребенок маленький и ничего понимает, и не предпринимают никаких мер, а это тоже неправильно. Проблему нужно решать в зародыше и лучше всего, если в этом поможет специалист. При этом, если ребенок однажды попался на воровстве, но вы сумели разрешить эту ситуацию, это не значит, что теперь ему больше нельзя доверять. Так что если вы увидите у него незнакомую игрушку, не спешите «обрушиваться» на него – возможно, он просто поменялся. Но, безусловно, на такие вещи нужно обращать внимание.

Как не допустить? С ранних лет нужно объяснять малышу, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя. Происходить это должно не в виде чтения лекций, а в ходе общения, разговоров. Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением нравственных норм, в том числе и на литературных примерах. Идеален в этом плане рассказ Н. Носова «Огурцы», его нужно прочитать и разобрать вместе с малышом. Рассказывая ребенку о том, что такое собственность (его или чужая), нужно донести до него существующие ограничения и объяснить, «что такое хорошо, и что такое плохо».

Дорогие родители, не спешите обвинять своих близких в их недостатках. Помните, что ребенок ведет себя плохо, когда ему плохо. И ведет себя хорошо, когда он счастлив с вами. Поэтому желаю вам быть счастливыми, прежде всего самим.

Силивончик Марина,
психолог УЗ «Бобруйский зональный центр
 гигиены и эпидемиологии»


Бобруйский городской исполнительный комитет­




© 2009-2024 Администрация Ленинского района г.Бобруйска. Официальный сайт.