В этот день автомобилистам (и мотоциклистам) предлагается отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств; в некоторых городах и странах проходят специально организованные мероприятия.
Ежегодно во многих странах мира Всемирный день без автомобиля проводится под девизом «Город как пространство для людей, пространство для жизни». По статистике, каждую минуту с конвейера сходит одна новая машина.
Каждый день автомобили сбивают насмерть более 3 тысяч человек. Кроме того, более 90% загрязнения атмосферы приходится на долю автотранспорта. Тем не менее, темпы производства продолжают расти: автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.
Новые технологии и меры властей могут частично исправить ситуацию, однако каждый водитель должен вносить свой вклад в общее дело. Например, элементарная регулировка двигателя машины может сократить вредные выбросы на 10%. Водителям также рекомендуется:
- глушить мотор при остановках;
- продумать, как можно избежать длительного прогрева двигателя в холодное время года;
- уважать права пешеходов, тормозить перед «зеброй» и знаками пешеходного перехода, не игнорировать велосипедистов;
- устраивать «разгрузочные дни» без автомобиля, заранее спланировав, как добраться до работы другим способом.
Справочно: традиция проводить День без автомобиля родилась в 1998 году во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира.
На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.
В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах Севера (Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других), так и в новых «зеленых столицах» Юга: Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), проводятся меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Многие мегаполисы мира даже проводят своеобразные велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 году велосипедистами Сан-Франциско. Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество участников и мест проведения пробегов быстро росло. Сейчас количество городов - участников уже достигло 230, и в некоторых, например, в Будапеште, число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Лозунг всех пробегов един: «Мы не мешаем движению; мы сами – движение».
В то время как одни страны работают над сокращением автомобильного потока, другие, такие, например, как Япония, стремятся сократить вред, который наносит автомобиль окружающей среде.
Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций хотят напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт.
Бобруйский городской исполнительный комитет