Итак, ученые всего мира приходят к единому мнению, что все зависимости имеют общие корни и напрямую связаны с конкретным типом личности и условиями ее роста и формирования. Всё разнообразие причин, способствующих формированию и развитию болезней зависимого поведения можно разделить на три группы: биологические, психологические и социальные. Они тесно переплетаются между собой и в одинаковой мере участвуют в развитии заболевания на всех его этапах.
Потребление алкоголя, психоактивных веществ – это, с одной стороны, проблема, связанная с особенностями индивида (биологическими, физиологическими, психическими, возрастными), с другой – с окружающей его средой (макросоциальные и микросоциальные факторы) и, в конечном итоге, с характером взаимодействия между ними. В механизме развития болезней зависимого поведения имеют значение все факторы, откладывая отпечаток на клинические проявления, особенности течения и прогноз.
1.Биологические предпосылкик развитию болезней патологической зависимости лежат:
- в способности организма человека к выработке собственных, эндогенных, психоактивных веществ, участвующих в формировании настроения, особых эмоциональных переживаний, обезболивании и т. д.;
- в наличии специфических на уровне клеток рецепторов, вступающих во взаимодействие с психоактивными веществами;
- в особенности продукции ферментов, регулирующих процессы метаболизма (распада) психоактивных веществ в организме (например, при распаде алкоголя - алкогольдегидрогеназы, альдегиддегидрогеназы, каталазы и др.).
В основе развития болезней патологической зависимости лежит способность психоактивных веществ, подобных или тождественных эндогенным, оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему и вызывать изменение психического состояния.
Всем известен факт, что многие пробуют психоактивные вещества, но продолжают употреблять с последующим развитием заболевания только те, у кого есть биологический радикал предрасположенности. У детей и кровных родственников алкоголиков и наркоманов вероятность наркологических заболеваний в четыре-шесть раз больше, чем у детей и родственников здоровых.
Отмечено, что началу злоупотребления и развитию болезней патологической зависимости способствует наличие церебральной недостаточности (последствия нейротравм, нейроинфекций, слабоумие). Формированию и развитию болезней патологической зависимости так же способствуют психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.).
Мужчины страдают наркологическими болезнями, в среднем, в пять раз чаще, чем женщины, но течение заболевания у женщин более злокачественное. Болезни патологической зависимости, начинающиеся в подростковом возрасте, также характеризуются злокачественным течением.
В общей сложности, биологические факторы - это генетические, конституциональные и психобиологические особенности организма (наследственные, врождённые и приобретённые заболевания, особенности конституции, и в первую очередь – особенности эмоциональной сферы, эндокринной, нервной систем и т.д.), т. е. проблемы, связанные с психическим и физическим здоровьем.
2. Психологические факторы можно разделить на три группы:
а) личностные особенности, способствующие началу потребления психоактивных веществ и развитию болезней патологической зависимости - различные психопатии и акцентуации личности (лица с определенными выраженными, либо нивелированными чертами характера, не доходящими до уровня патологических отклонений). Так, формирование раннего алкоголизма и его злокачественное течение наблюдается при психопатиях и акцентуациях эпилептоидного, неустойчивого и психастенического типа.
б) факторы, влияющие на вероятность развития злоупотребления или заболевания в процессе развития и формирования личности.
Процесс формирования личности имеет критические моменты, этапы, предрасполагающие к началу потребления психоактивных веществ.
Первый этап совпадает с этапом раннего детства - от одного до трех лет. На этом этапе основным способом познания мира, социальных отношений является подражание. Если ребенок наблюдает у окружающих его взрослых людей явную связь между употреблением алкоголя и появлением состояния радости, счастья, удовлетворенности, то у него формируется эта же самая связь.
Второй этап совпадает с возрастным этапом младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок активно изучает мир, познает его через свой чувственный опыт. Дети пытаются узнать как можно больше и переработать эту информацию в группе сверстников в виде игры. На этом этапе наблюдается в основном потребление веществ, дающих чувственные переживания (летучие психоактивные вещества - бензин, растворители), активный переход с одних психоактивных веществ к другим и, как правило, групповое их потребление.
Третий этап - подростковый возраст, начало самоактуализации, индивидуализации человека. Этот период сопровождается появлением тревоги, опасений, стеснительности в общении и может стать причиной ситуационного употребления психоактивных вешеств с целью облегчения своего состояния. Кроме того, эти же процессы приводят к идентификации подростками себя с «взрослыми» и потребности признания обществом своей взрослости. Достигается же это, по мнению подростков, разрешенным «взрослому» поведением: курением, употреблением психоактивных веществ, ранней половой жизнью. С другой стороны, в этот период потребление психоактивных веществ может быть вызвано желанием противопоставить себя обществу.
в) особые психологические состояния (реакции на стресс, фрустрации), при которых человек прибегает к приёму психоактивных веществ с целью облегчения своих переживаний.
На приобщение к потреблению ПАВ оказывают влияние следующие индивидуальные психологические факторы: неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм и ценностей, стремление противопоставить себя обществу, игнорирование морали и понятий о добре и зле, жизненный цинизм, зависимое и аутоагрессивное поведение, жизненная незрелость, отсутствие самодостаточности и несамостоятельность, несформированность целей и смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений; преобладание гедонических и потребительских установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться и т. д.
3. И конечно мы находимся в прямой зависимости от социума, в котором существуем. При этом социальные факторы можно разделить на макросоциальные и микросоциальные.
-Макросоцuальные факторы отражают экономическое, политическое и культурное состояние общества и включают в себя политику государства в отношении потребления тех или иных психоактивных веществ: правовые отношения, религиозные, культурные, исторические, пищевые традиции, воспитательные, образовательные, социальные государственные программы.
-Микросоцuальные факторы. На начало злоупотребления и формирования болезней патологической зависимости большое влияние оказывают: семья (структура, экономическое положение, позиции членов семьи к употреблению психоактивных веществ, культурные, морально-этические, нравственные традиции, проводимый воспитательный процесс, патологические формы воспитания - гипоопека, гиперопека, гиперпротекция), а так же различные социальные группы (школа, училище, ВУЗ, армия, дворовая компания, «тусовка» по интересам - фаны, панки, хиппи, байкеры, реперы и др.).
Очень значителен фактор семейный: употребление родителями психоактивных веществ, семейная нестабильность, проблемы внутрисемейного общения.
Зависимость вообще – это неспособность обходиться без чего-либо, подчинённость чужой власти при отсутствии самостоятельности и свободы.
Беда еще и в том, что мы живём в искусственном мире, где господствует идеология потребления, ориентация на социальный успех, престиж, комфорт и т.п. И наша главная задача — раскрыть свою истинную природу, использовать свой потенциал, выполняя жизненное предназначение, не смотря на все выше перечисленное, что могло бы повлиять на наше развитие и формирование. А так же, поставив перед собой вопрос, «согласен ли я быть рабом и зависимым?», найти на него единственно правильный ответ.
Бобруйский городской исполнительный комитет