Заведующий отделом
Горбачевская Майя Леонидовна |
Телефон
|
ПЯТЬ ВОПРОСОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЕ
ВОПРОС 1. Кто может стать приемным родителем или родителем-воспитателем?
ОТВЕТ. Приемным родителем или родителем-воспитателем могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие, та и не состоящие в браке, за исключением:
В соответствии с п.21 Положения о приемной семье приемными родителями не могут быть лица, обязанности которых по воспитанию детей (ребенка) вытекают из факта близкого родства детей (ребенка) - братья, сестры, дед, бабка. В то же время закон не запрещает им быть опекунами, попечителями.
При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью или создать детский дом семейного типа, органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители или родители-воспитатели. Изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей, переданных на воспитание, и реализовать планы защиты их прав и законных интересов. При решении вопроса учитывают положительный опыт воспитания родных и (или) усыновленных детей. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник дохода и жилплощадь, позволяющую принять на воспитание нескольких детей (ведь зачастую дети, которых нужно устраивать в новую семью, имеют братьев, сестер). Преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое. психологическое или медицинское образование. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие и был готов повышать свой профессиональный уровень.
Чтобы стать приемным родителем или родителем-воспитателем, необходимо пройти курс подготовки по программам, рекомендованным Министерством образования.
ВОПРОС 2. Обязательно ли общение воспитанников приемной семьи и детского дома семейного типа с родственниками, если такое общение не отвечает их интересам?
ОТВЕТ. Дети, воспитывающиеся в приемной семье или детском доме семейного типа, имеют право на общение с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. В соответствии с должностной инструкцией и положениями о приемной семье и детском доме семейного типа приемный родитель или родитель-воспитатель обязаны содействовать поиску братьев и сестер, иных родственников и поддерживать их отношения со своими воспитанниками. Это общение и контакты осуществляются в интересах детей, положительно влияют на них. Если приемный родитель или родитель-воспитатель не уверен в целесообразности общения или связей ребенка с родственниками, он должен обратиться в управление/отдел образования по месту жительства, т.к. в спорных случаях порядок общения между детьми, их родителями и родственниками определяется органом опеки и попечительства.
Общение воспитанников приемных семей и детских домов семейного типа с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями или родителями-воспитателями. В этом разрешении должны быть указаны время, место и продолжительность общения.
ВОПРОС 3. Как долго дети, принятые на воспитание, могут находиться в приемной семье или детском доме семейного типа?
ОТВЕТ. Продолжительность нахождения воспитанников в приемной семье или детском доме семейного типа зависит от сроков действия договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора с приемным родителем или родителем-воспитателем. При обоюдном желании приемного родителя или родителя-воспитателя и воспитанников и после прекращения действия договоров, однако, в этом случае их отношения уже не будут регулироваться данными документами.
Как правило, воспитанники находятся в приемной семье или детском доме семейного типа до окончания школы и поступления в профессионально-технические, средние специальные или высшие учебные заведения либо трудоустройства.
После поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования воспитанники, не достигшие совершеннолетия, переходят на полное государственное обеспечение в том учреждении, где будут учиться. Как вариант продолжения заботы над этими детьми, при обоюдном согласии бывшего несовершеннолетнего воспитанника и приемного родителя или родителя-воспитателя, можно обратиться в управление/отдел образования исполнительного и распорядительного органа по месту жительства с вопросом о назначении бывшего приемного родителя или родителя-воспитателя попечителем.
Приемные родители и родители-воспитатели не обязаны предоставлять содержание и место жительства нуждающимися в помощи бывшим воспитанникам приемных семей и детских домов семейного типа. Воспитание в приемной семье или детском доме семейного типа не влечет за собой возникновения между приемными родителями, родителями-воспитателями и воспитанниками этих семей алиментных и наследственных правоотношений. Равным образом на воспитанниках по достижении совершеннолетия не лежит обязанность по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бывших приемных родителей.
ВОПРОС 4. Существуют ли еще какие-то формы устройства детей в семью?
ОТВЕТ. Помимо устройства на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно принять в свою семью, установив над ними опеку (попечительство) или усыновить (удочерить).
Опека (попечительство) - принятие ребенка (детей) в семью на правах подопечного. Устанавливается по решению органа опеки и попечительства исполнительного и распорядительного органа для воспитания и защиты личных и имущественных прав и законных интересов ребенка. Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно. Опека (попечительство) может быть установлена при длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей по уважительным причинам и в случаях, когда родители уклоняются от обязанностей по воспитанию ребенка и не проживают совместно с ним. Опекуны (попечители) не вправе препятствовать общению подопечных с родителями и другими близкими родственниками. Как правило, опеку (попечительство) над ребенком устанавливают родственники или близкие для него лица. Ее преимущество заключается в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми.
Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна (попечителя) и расходуются на содержание подопечных. Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом подопечного представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.
Усыновление (удочерение) - принятие ребенка в семью на правах кровного. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (родственникам), а по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются к родственникам по происхождению. Это приоритетная форма устройства детей в семью. Она пожизненная. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития.
ВОПРОС 5. Куда следует обращаться по вопросам создания приемной семьи или детского дома семейного типа?
ОТВЕТ. По вопросам создания приемной семьи и детского дома семейного типа следует обратиться в управление/отдел образования по месту жительства. Там Вам предоставят подробную информацию о должностных обязанностях и правах приемных родителей и родителей-воспитателей, предложат перечень документов, которые надо будет собрать самостоятельно и приложить к заявлению с просьбой об образовании приемной семьи или детского дома семейного типа.
Управление/отделы образования по месту жительства, социально-педагогические центры: