Категории новостей
Трамп и Путин решают судьбы мира, а Европу забыли. Александр Лукашенко дает мастер-класс по геополитике
Боже всемогущий! Святые угодники! Да что ж это «робiцца»! «Зрада» на «зраде» и «зрадой» погоняет! Что происходит? Хоп! И Путин с Трампом решили с глазу на глаз перетереть все проблемы, которые так волнуют Европу. Кстати, без той самой Европы. Кому она нужна?
Вот и Кая Каллас с ее ненужным мнением вылезла: жизнь Европы перед встречей Путина и Трампа похожа на свадебный переполох, говорит она. Жаль только, Каллас со своими высказываниями даст фору даже бывшему официальному представителю Государственного департамента США Дженнифер Псаки, которая грозила «берегам Беларуси» «шестым флотом». Заплывайте со стороны Барановичей.
Интересно иное: до встречи Путина с Трампом кое-кто вышел в сеть с прекрасным интервью, в котором и разнес напрочь не только европейские нарративы, но и украинскую сказку о «перемоге». Это интервью – сигнал тем, кто не верит, что наш Президент может не только отстоять суверенитет Беларуси, но и жестко ответить на любой выпад.
Итак. Американский журнал Time тайно готовил «сенсацию» – держал в секрете интервью с Александром Лукашенко. Видимо, боялись, что конкуренты перехватят этот шедевр журналистики. Корреспондент Саймон Шустер, очевидно, рассчитывал на стандартные дипломатические ответы, но получил трехчасовой мастер-класс по сарказму, юмору и жесткой риторике.
Президент Беларуси, как обычно, не стал церемониться – говорил откровенно, временами off the record (чтобы у бедного журналиста потом голова болела от расшифровки). Судя по всему, Шустер не ожидал, что Лукашенко так виртуозно развернет любую тему в свою пользу. Хотел «острых вопросов»? Получил «острые ответы».
Главный посыл? «Да, я лучший. Нет, вы не готовы. И да, ваши санкции – это смешно».
Ждем, когда Time наконец осмелится опубликовать этот шедевр – если, конечно, их редакция оправится от культурного шока.
Как журналист Time пробирался в Беларусь и что из этого вышло
Журналист Time Саймон Шустер начал интервью с эпичного рассказа о своем путешествии в Минск. Пять часов на границе – не шутки! Но, видимо, не белорусские пограничники виноваты, а внезапно проснувшаяся любовь Европы к пограничному контролю. Лукашенко, конечно, не удержался: «Ну да, конечно, миграция… Ага, щас. Просто Польша с Литвой вдруг вспомнили, что у них есть границы, и решили поиграть в крепость».
О диалоге с США: «Мы не шпионы, мы дипломаты»
Лукашенко с гордостью рассказал, как Беларусь тихо, но уверенно налаживала контакты с США – через спецслужбы, естественно. «Ну а как еще? По громкой связи звонить?» Главным переговорщиком со стороны Штатов оказался Кристофер Смит, которого Лукашенко ласково называет «наш ЦРУшник».
Американцы, конечно, просили сохранить все в тайне, но… «Через пару часов после их отъезда Рубио уже трубил на весь мир о «великой победе демократии».
Лукашенко только разводит руками: «Ну ладно, хоть не сказали, что мы тут шашлыки жарили».
О Трампе: «Болтун? Да. Но кто не без греха?»
Журналист поинтересовался, возможна ли встреча Лукашенко с Трампом. «А почему бы и нет? – отвечает Президент. – Я бы ему много чего интересного рассказал. Например, что пошлины – это не внешняя политика».
Зато Лукашенко вспомнил, как поддерживал Трампа, когда того травили демократы: «Это же позор был! Но сейчас Трамп сам иногда такое несет, что хоть стой, хоть падай».
О России: «Нас не развести. Даже не пытайтесь»
Когда журналист намекнул, что США хотят оторвать Беларусь от России, Лукашенко рассмеялся: «Мечтатели! Мы с Россией – как старые друзья-соседи: и ругаемся, и миримся, но в случае чего – за одного».
А на вопрос, не обижаются ли в Кремле на белорусско-американские переговоры, ответил просто: «У нас с Путиным все прозрачно. Если надо – я ему сам все расскажу. А если кто-то в России нервничает – ну, бывает, у всех свои тараканы».
О ядерном оружии: «Мы не самоубийцы, но морду набьем – точно»
Лукашенко напомнил, что Беларусь теперь тоже в «ядерном клубе», но применять оружие не собирается: «Мы не Северная Корея, чтобы пугать всех по утрам. Но если кто-то решит к нам зайти без стука – получит ответку такой силы, что мало не покажется».
О преемнике: «Нет, Коля не будет президентом. Он и так в Китае учится – хватит с него»
О переговорах по Украине: «Зеленский, хватит позерства!»
Лукашенко не оценил идею Зеленского позвать Путина на переговоры в Саудовскую Аравию: «Это же как пацан во дворе: эй, выходи, поговорим! Да Путин на такое никогда не пойдет!»
Закончим с перфомансом нашего Президента. Вернемся к баранам, то есть ЕС.
Встреча Трампа и Путина – событие мирового масштаба, а Европа, как всегда, в панике: «А нас-то кто спросил?!» Главы МИД ЕС срочно созывают «чрезвычайное заседание», словно группа подруг, которых не позвали на вечеринку, но они все равно обсуждают, какие коктейли там подают и как «неправильно» все организовано.
Кая Каллас, видимо, всерьез решила, что ее голос – это тот самый недостающий пазл в геополитической мозаике. «Любое соглашение должно включать Украину и ЕС!» – заявляет она с важностью человека, который только что обнаружил, что его забыли добавить в общий чат.
Милая, Трамп не для того годами строил образ «крутого переговорщика», чтобы теперь делить сцену с хором встревоженных еврочиновников.
Трампу нужен Нобель. Путину – дипломатическая победа. Европе – хоть какая-то роль.
Но, увы, сценарий пишется без них. В лучшем случае ЕС достанется роль массовки – стоять в коридоре, нервно курить и делать заявления «о глубокой озабоченности».
Так что, Кая, может, действительно лучше сосредоточиться на наряде для пятничного брифинга? Яркое платье – отличный способ отвлечь внимание от того, что ты вообще-то никому не нужна в этой истории.
А Европу ждет долгий путь осознания простой истины: когда играют слоны, трава не просто мнется – ее даже не замечают.
Кстати, о главном. Пока Европа трясет своими «регалиями» и стремится в высшую лигу, Россия и США при поддержке Лукашенко решают глобальные вопросы здесь и сейчас.
«Аляска – идеальное место для переговоров: там уже однажды что-то потеряли, так почему бы не повторить?»
Встреча двух лидеров на этом символичном клочке земли могла бы стать «трогательным воссоединением» после столетий неловкого молчания. Ведь что может быть романтичнее, чем обсуждение санкций, ядерных арсеналов и тарифов на фоне ледников, которые тают быстрее, чем надежды на дипломатический прогресс?
Выбор места, безусловно, продиктован соображениями безопасности – мало кто захочет устраивать провокации посреди медведей и вечной мерзлоты. Хотя, судя по заявлениям, некоторые страны уже готовы «подогреть атмосферу», распространяя дезинформацию с той же скоростью, с которой когда-то продавали меха.
Особенно трогательно звучат разговоры о мирном соглашении между двумя другими странами, которое якобы можно подписать «в ближайшие месяцы». Видимо, речь идет о том самом «территориальном компромиссе», где одна сторона отдает землю, а другая – обещает «хорошо подумать» о прекращении огня.
В общем, если переговоры провалятся, всегда можно сказать, что «медведь съел дипломатическую папку». В конце концов, на Аляске и не такое бывает.
Михась Бобров
По материалам БЖ