На недавней пресс-конференции представители различных ведомств рассказали, когда СПМ отдавать на оценку соответствия не надо, где можно будет найти информацию о данной процедуре и какой ожидается стоимость регистрации такой техники.

 

Что поможет разобраться в новых правилах?

К 25 августа на сайте Государственного комитета по стандартизации разместят памятку, которая поможет человеку самостоятельно определить, необходимо ли ему обращаться в лабораторию или иной орган для того, чтобы узнать, к какой категории относится его средство персональной мобильности, сообщила начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта Ольга Бобко.

В каких случаях СПМ отдавать на оценку соответствия не надо?

— В данный момент мы говорим об устройствах, которые до вступления в силу норм указа № 295 относились к СПМ и имеют максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч. Если гражданин намеревается использовать данное устройство только в рамках условий, указанных в абзаце 3 пункта 2 указа № 295, то есть на дорогах без усовершенствованного покрытия, передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при отсутствии обочины — по проезжей части дороги не далее 1 м от её правого края, то проходить оценку соответствия не требуется, — сказала Ольга Бобко.

Для получения положительного результата оценки устройство должно соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза № 018/2011 (то есть его идентифицируют как колёсное ТС категории L). Это означает, что оно должно быть аналогом мопеда или мотоцикла и иметь такие элементы, как зеркала заднего вида, спидометр, поворотники, сигнальные огни и другие конструктивные элементы.

Если у гражданина имеются документы об оценке соответствия (одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) на мопед или мотоцикл, который до вступления в силу норм указа относился к СПМ, то можно уже теперь обратиться в соответствии с действующей административной процедурой за оформлением электронного паспорта и подать документы на регистрацию своего транспортного средства в Госавтоинспекции.

В свою очередь заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Александр Занимон отметил: новых категорий водительских прав для электромопедов и электромотоциклов не будет.

— Для управления мопедом требуется категория АМ, для управления мотоциклом — категория А либо подкатегория А1 (в зависимости от мощности мотоцикла, которым управляет лицо). Ничего в части внесения изменений и введения каких-то новых категорий или подкатегорий для реализации новых положений правил дорожного движения не предусматривается, — пояснил Александр Занимон.

Какие документы понадобятся?

Для проведения процедуры оценки соответствия и получения необходимых документов нужно будет подать заявление в одну из испытательных лабораторий (конкретный список таких учреждений появится 25 августа) с указанием того, что устройство приобретено до 1 сентября 2025 года. Также надо будет приложить технические документы на СПМ (при их наличии). Если их нет, эксперты лаборатории определят, относится ли СПМ к тому или иному механическому транспортному средству.

По результатам испытаний (к слову, они будут проходить без разрушения устройства) составят акт экспертизы. На его основании лаборатория оформит электронный паспорт для дальнейшей регистрации механического ТС в ГАИ.

Для прохождения оценки соответствия и получения электронного паспорта будет создана единая временная административная процедура сроком на один год.

Регистрация СПМ как мопеда: какова цена вопроса?

— Сегодня мы прорабатываем вопрос стоимости данной процедуры. Мы понимаем, что для граждан это очень важный вопрос, и надеемся, что стоимость будет максимально низкая, — сказал заместитель директора филиала НТЦ «Республиканский полигон для испытаний мобильных машин» — заведующий отраслевой лабораторией по исследованиям и испытаниям автокомпонентов и мобильных машин Сергей Мамай.

Он подчеркнул, что цена оценки соответствия для электромопеда или электромотоцикла, ранее относившегося к СПМ, будет складываться из затраченного на проведение испытаний времени. И пообещал: оно окажется максимально коротким.

В части постановки техники на учёт после вступления в силу норм указа № 295 ничего не поменяется. На данный момент такая административная процедура стоит две базовые величины, добавил Александр Занимон.

Целиком пресс-конференцию «Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295: какие средства персональной мобильности могут быть транспортным средством и как это подтвердить?» можно посмотреть здесь.

av.by