Алкоголизм родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. 

В итоге алкоголизм родителей – это сплошные буквы «С».

    Сначала это СТРАХ, поскольку алкоголизм часто коррелирует с психологической дисгармонией в семье. Это не только страх, например, побоев, но и страх быть брошенным, ненужным человеком.

    Это ССОРЫ родителей. И ребёнок впитывает со страхом модель взаимодействия в виде криков, слёз, рукоприкладства.

    Это СТЫД. Стыд за родителей, когда ребёнок видит брезгливость на лицах людей.

    Это СМУЩЕНИЕ, когда кто-то приходит в гости. Смущение и страх могут быть и из-за того, что кто-то узнает, что родитель – алкоголик, поэтому и ребёнок, пусть даже уже взрослый, может быть воспринят окружающими как «дефектный» и станет отвергнутым.

    Это СОЖАЛЕНИЕ, что у других родители как родители, а в сравнении с такими – свои не такие хорошие. Это сожаление, что у своих детей нет адекватных дедушек и бабушек. Или они умерли от последствий алкоголизма. И тогда может добавиться ещё чувство вины, что не удалось их спасти.

     Это СПАСЕНИЕ пьющих родителей. Здесь не только вина за болезни или смерти, до этого тоже немало проблем. Ещё в детстве роли смешиваются. Ребёнок становится родителем. Убирается в квартире после погрома, извиняется за родителя перед другими людьми, спасает его. В дальнейшем именно по этому механизму этот человек будет искать проблемные отношения, чтобы быть нужным. Так родители портят судьбу своих детей и отнимают у них чувство защищённости и беззаботного, счастливого детства. Спасатели в дальнейшем могут стать вроде и успешными карьеристами, только вот рядом часто присутствует страх потери контроля, выгорание, болезненный перфекционизм. Эти корни – из детства.

    Это СНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА, поскольку «корни» и фундамент личности «подмыты» родительским алкоголем. У таких людей во взрослом состоянии повышенная потребность в признании, похвале, принятии, что бывает непонятно их партнёрам в браке, которые ошибочно принимают это не как бессознательное «залечивание» давних детских ран, а как хвастовство.

    Это СКРЫТНОСТЬ. Из-за стыда дети не приглашают друзей в гости, стараются порой меньше контактировать с окружающими.

    Это СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ, поскольку страдает САМООЦЕНКА, этому сопутствует СТЫД.

    Это СЛАБОСТЬ. Ребёнку кажется, что любовь ещё нужно заслужить. Вместо веры в себя и в свои силы. Отсюда потом и созависимые отношения.

    Это САМОБИЧЕВАНИЕ. Повышенное чувство вины. Это, в свою очередь, остаётся в будущем «дырой в безопасности» личности, поскольку нечистоплотные или токсичные люди могут вольно или невольно эксплуатировать эту кнопку, выстраивая кривые отношения.

    Это СТРЕСС, потому что не только непонятно, в каком состоянии вернётся папа или мама, но и накапливающийся СТЫД, и остальные «С». Патогенные факторы работают синергично.

    В чём-то это и СУДЬБА. Ребёнок, привыкший к страху и всем перечисленным буквам «С», может по умолчанию выбирать не те отношения, не ту работу, бояться двигаться вперёд, быть склонным к неврозам, депрессиям, тревогам, обсессивно-компульсивному расстройству.

    Нельзя сказать, что алкоголизм родителей делает всех их детей безнадёжно ранеными. Но что это точно не воодушевляет, можно говорить с уверенностью. Коррекция судьбы проводится специалистом. И на это могут уходить месяцы. Иногда и годы.

    Всё зависит от того, насколько выражено было воздействие алкоголя на родителей. Ведь у кого-то это бытовое пьянство по выходным, в компании друзей, с сохранением социализации, работы, репутации. А у кого-то – это ежедневные побои, «догонялки» с топором, бегство в ночь на мороз в нижнем белье, квартира без окон, обмен детских вещей на бутылку водки, милиция, лишение родительских прав.

    Поэтому ущерб есть и там, и там. Но степень его, конечно, разная. При невысокой степени разрушения психики, высоком интеллекте, хорошем самоанализе, знании своих слабых мест мужчина вполне может быть и хорошим мужем и хорошим отцом.

     Если же совокупность патогенных факторов высока, а ресурсов для восстановлении мало, прогноз хуже. В этом случае, как правило, важна внешняя поддержка.

     Важно уметь обращаться за профессиональной помощью к наркологам, психотерапевтам. Помнить, что свыкаться с пороком – это уныние, которое, как известно, один из самых страшных грехов. Не менее страшных, чем алкоголизм.

 

Поддержку и консультацию Вы можете получить в учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского  района г.Бобруйска»

Телефон для предварительной записи к психологу 73-09-22