В современных реалиях инновационное развитие невозможно без активного участия человеческого капитала. В условиях стремительного развития цифровых технологий и глобальной конкуренции именно интеллектуальные ресурсы становятся ключевым источником устойчивого экономического роста и модернизации. 

Высококвалифицированные специалисты, научные сотрудники, инженеры, IT-разработчики и предприниматели формируют интеллектуальный костяк нации. В конечном итоге, именно инвестиции в интеллект своих граждан становятся самым перспективным направлением государственной политики. Не случайно Глава государства А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «человеческий капитал является для нас самой высокой ценностью. Ибо это инвестиции в будущее», «человеческий капитал – это главный ресурс страны, на развитие которого мы всегда найдем средства».

Именно поэтому в ходе сегодняшней встречи мы поговорим об образовании и науке как движущих силах развития общества и государства.

Национальная система образования – фактор экономического роста и благосостояния страны

«Сфера образования – это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны», – заявил Глава государства год назад на Республиканском педсовете.

В Беларуси расходы на образование в 2025 году предусмотрены в сумме13,8 млрд белорусских рублей. 

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования (образование через всю жизнь). 

Образование является приоритетным направлением государственной политики, одной из высших ценностей белорусского народа.

Справочно:

Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и научно-ориентированного образования.

В стране работает около 7 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают более 
400 тыс. работников, в том числе 217,2 тыс. педагогических работников.

Образовательную и специальную программы дошкольного образования реализует 3 721 учреждение дошкольного образования (далее – УДО), которые посещают 338,3 тыс. воспитанников, а образовательный процесс в учреждениях обеспечивают более 55 тыс. педагогических работников. Обеспеченность УДО средствами обучения, оборудованием, учебными изданиями в целом составляет 90,5%. 

В течение последних лет показатель развития системы дошкольного образования по охвату детей УДО от 3 до 6 лет является одним из самых высоких среди стран мира. Доля детей в возрасте 
от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет 88,5%, при этом запросы на посещение УДО удовлетворены полностью.

Отличительной особенностью системы дошкольного образования является наличие единой государственной учебной программы дошкольного образования для всех детских садов, как государственных, так и частных, что обеспечивает равные стартовые возможности для получения дошкольного образования всеми гражданами.

В Беларуси созданы необходимые условия для реализации конституционного права граждан страны на получениеобщего среднего образования (далее – ОСО).  

В 2661 учреждении ОСО обучаются более 1 млн учащихся. Образовательный процесс осуществляют 84,1 тыс. учителей. 

На этом уровне реализованы новые подходы к итоговой аттестации учащихся IX, XI классов, завершен переход на обновленные учебные программы, внесены изменения в типовой учебный план общего среднего образования.

Продолжается работа по расширению сети профильных классов профессиональной направленности, в которых в 2024/2025 учебном году обучалось 28 590 учащихся Х–ХI классов. 

Справочно:

Учащиеся учреждений ОСО ежегодно принимают участие в международных олимпиадах. Так в 2024 году на международной математической олимпиаде команда Республики Беларусь заняла 5-е командное место среди 109 стран, на Европейской географической олимпиаде представитель команды Республики Беларусь стал абсолютным победителем, на Международной научной физической олимпиаде в общекомандном зачете команда Республики Беларусь заняла 1-е место.

В 2025 году 29 учащихся приняли участие в 5-ти международных олимпиадах, завоевав 28 медалей (3 золотых, 14 серебряных, 11 бронзовых).

Кстати, победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний

Одним из приоритетов современной системы образования является обеспечение доступности и качества образования детей с особенностями психофизического развития. Кодексом об образовании закреплен принцип инклюзии, а его реализация – в качестве одного из основных направлений государственной политики. 

Реализацию программ профессионально-техническогообразования (далее – ПТО) и среднего специального образования (далее – ССО) на начало 2024/2025 учебного года осуществляли 226 колледжей и 66 иных учреждений образования. 

На уровне ПТО обучается 67,5 тыс. человек, на уровне ССО – 116,6 тыс. человек. Образовательный процесс организуют 18,9 тыс. педагогических работников.

В системе высшего образования функционируют 47 учреждений высшего образования (далее – УВО), которые обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы. 

Всего в 2024/2025 учебном году высшее образование I ступени, общее высшее или специальное высшее образование получали 224,2 тыс. человек, углубленное высшее образование – 10,4 тыс. человек.

Справочно:

В 2025 году белорусские вузы приняли более 48 тыс. первокурсников, причем на бюджетную форму обучения – около 31,8 тыс. студентов.

Дополнительное образование детей и молодежи 

В национальной системе образования функционирует
242 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, в которых обучаются более 353 тыс. детей. 

В УОСО работает 1 730 руководителей по военно-патриотическому воспитанию, в колледжах – 168. Функционируют более 250 военно-патриотических клубов и около 900 поисковых объединений.

В нашей стране воспитательная работа рассматривается как составная часть национальной системы образования –  и это правильно. Это направление нам никак нельзя упустить, особенно помня, что в условиях информационной войны постоянно возникают угрозы проявления негативных личных качеств формирующейся личности: таких как социальная зависть, агрессивность, нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, низкий уровень культуры общения и другие. Это требует наряду с использованием традиционных форм поиска новых подходов в воспитательной работе. 

Государственная поддержка образования в Республике Беларусь играет ключевую роль в обеспечении равного доступа к знаниям для всех слоев населения. Основой этой поддержки является система бесплатного среднего образования и широкий выбор бюджетных мест в учреждениях высшего и среднего специального образования.

Другие меры государственной поддержки: стипендии за счет средств республиканского или местного бюджетов; общежития, предоставляемые обучающимся; ряд категорий получает также бесплатное горячее питание; бесплатные учебники и пособия; спецодежда и обувь на практике и стажировках. Наконец, специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. 

Справочно:

Распоряжением Главы государства 17 июля утверждено очередное решение совета специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. 

В соответствии с данным решением 192 студентам УВО назначены стипендии Президента. Гранд-премий с присвоением звания лауреата специального фонда удостоены 28 победителей международных олимпиад и конкурсов. Более 50 учащихся, курсантов и студентов поощрены специальными премиями. Вознаграждение «За ўклад у падрыхтоўку здольнай моладзі» присуждено 28 педагогическим работникам.

На эти цели из республиканского бюджета за счет средств резервного фонда Президента Беларуси будет направлено более 
500 тыс. белорусских рублей. 

Такая многогранная система господдержки способствует развитию человеческого капитала, формированию квалифицированных кадров для экономики и поддержанию высокого уровня образовательной культуры в стране. В долгосрочной перспективе это укрепляет позиции Беларуси как государства, ориентированного на знания и устойчивое развитие.

Наш Президент требует: в сфере образования не должно быть постоянных метаний, экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям. 

Тем не менее, не отказываясь от выверенных традиций и наработок, она должна чутко и оперативно реагировать на запросы времени, находясь в авангарде всего нового и прогрессивного. Вот и с 1 сентября начнут действовать коррективы, внесенные в Кодекс об образовании.

Справочно:

В частности, внесены некоторые изменения в ЦЭ и итоговую аттестацию школьников; введен новый порядок распределения и больше гарантий для выпускников УВО и колледжей: количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается с двух до трех в неделю; в сельские школы возвращена программа по обучению вождению; упрощена организация подвоза школьников; закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды и др.

В целом изменения направлены на улучшение системы образования в Беларуси, учет необходимых изменений и обеспечение справедливой возможности для каждого молодого человека получить образование вплоть до высшего. 

Тем не менее, А.Г.Лукашенко 20 июня на церемонии награждения выпускников и преподавателей УВО заявил: «В ближайшее время мы серьезно еще раз подойдем к некоторым проблемным вопросам образования. Система будет, прямо скажу, серьезно подрегулирована и поднастроена».

На сегодняшний день национальная система образования позволяет удовлетворять потребность экономики в трудовых ресурсах за счет подготовки в учреждениях образования специалистов со средним специальным, высшим образованием, рабочих с профессионально-техническим, средним специальным образованием. Выпускники принимаются на первичные должности, для занятия которых не требуется стаж профессиональной деятельности.

Распределение выпускников осуществляется в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих и служащих. При этом предусматривается и социальная поддержка молодых специалистов.

Мировой опыт показывает, что поиск работы и начало трудовой деятельности сопряжены для молодежи со значительными трудностями, так как работодатели предпочитают нанимать специалистов с опытом работы. 

Однако в Республике Беларусь выпускникам, которые обучались за счет бюджетных средств в дневной форме получения образования, гарантируется предоставление места работы в соответствии с полученной специальностью (ст.48 Кодекса Республики Беларусь об образовании). 

Механизм реализации государственной гарантии предоставления первого рабочего места предполагает предоставление этого рабочего места работодателями путем заключения с учреждениями образования договоров (заявок) на подготовку специалистов либо путем направления ими в учреждения образования письменных запросов о распределении выпускников в год выпуска. 

Так, в республике функционирует система, объединяющая заказ на подготовку кадров, объем и структуру подготовки, а также трудоустройство специалистов, рабочих, служащих, подготовленных за счет бюджетных средств. 

Экспорт образовательных услуг в Республике Беларусь представляет собой перспективное направление международного сотрудничества и укрепления гуманитарных связей. В последние годы белорусские вузы и колледжи активно развивают программы, направленные на привлечение иностранных студентов, особенно из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки (всего более 110 стран).

Наблюдается тенденция к росту востребованности белорусского образования среди иностранных граждан, желающих обучаться в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Если в 2010 году в республике обучалось около 10 тыс. иностранных граждан, но на 1 января 2025 г. уже порядка 34 тыс.

Привлекательность белорусского образования обусловлена высоким качеством преподавания, доступными условиями обучения, современными учебными программами и признанием дипломов за рубежом.

Состояние и перспективы развития отечественной науки

Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г.
№ 135 утверждены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране на 2026-2030 годы.

В качестве таких направлений определены наиболее перспективные и востребованные для государства сферы деятельности, позволяющие в среднесрочной перспективе обеспечить актуальные результаты в наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики, конкурентные преимущества и технологическую безопасность страны. 

Это цифровые технологии и искусственный интеллект, инновационные технологии в промышленности, биологические и медицинские технологии, инновационные технологии в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности, научное и научно-техническое обеспечение безопасности человека, общества и государства. 

Для реализации этих направлений Республика Беларусь располагает соответствующим кадровым научным потенциалом.

Справочно:

По данным Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, в 2024 году в республике численность обучающихся аспирантов составила 4,4 тыс. человек. Аспирантуру окончили 
757 человек. В докторантуре обучались 594 человека, окончили докторантуру 153 человека.

По данным Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь в 2024 году докторами наук стали 48 человек, кандидатами наук – 
308 человек.

В 2024 году научными исследованиями и разработками занимались 27,4 тыс. человек в 463 организациях Из всех исследователей имеют ученую степень доктора наук 513 человек, кандидата наук – 2 717 человек. 

Ежегодно в различных отраслях экономики внедряется более 
300 академических разработок, способствующих повышению конкурентоспособности Республики Беларусь на международных рынках. 

О наиболее знаковых достижениях и инновационных проектах
суверенной Беларуси велся разговор в ходе ЕДИ в июле этого года. Сегодня приводим некоторые примеры инновационных производств, разработки которых были внедрены в реальный сектор по состоянию на июль 2025 г.

На базе Института физики им. Б.И.Степанова создано инновационное производство оптических компонентов и лазерных систем. Освоен выпуск экспортоориентированных высокотехнологичных лазерных систем с диодной накачкой нового поколения, а также прецизионных оптических элементов лазерного качества.

Освоен выпуск новейших образцов техники, в том числе: 

электрического карьерного самосвала грузоподъемностью 120 т; самосвала карьерного грузоподъемностью 136 т; шлаковоза грузоподъемностью 80 т с чашей объемом 11 м³ и тяжеловоза грузоподъемностью 150 т (ОАО «БЕЛАЗ»);

трактора «Беларус» на базе бесступенчатой трансмиссии с двигателем Weichai (Вейчай) мощностью 330 л. с.; трактора «Беларус» с центральным приводом и передним ведущим мостом увеличенной грузоподъемности (ОАО «МТЗ»);

новых грузовых автомобилей, включая модели с правым расположением органов управления; перронного автобуса второго поколения с двигателем мощностью 300 л. с. (ОАО «МАЗ»).

В ОАО «Планар» поставлен на производство высокопроизводительный генератор изображений с применением технологии пространственно- световой модуляции.

На базе Толочинского консервного завода успешно функционирует производство быстрозамороженного картофелепродукта типа FRENCH FRIES (картофель фри).

Разработан ассортимент и освоена технология производства новых видов продуктов мясных и из мяса птицы (изделия колбасные, полуфабрикаты) с пониженной калорийностью для питания детей дошкольного и школьного возраста с повышенным индексом массы тела.

Для примера, фактический выпуск импортозамещающей продукции и услуг по разработкам НАН Беларуси, внедренным в экономику, составляет порядка 335 млн долларов США в год.

Одну из ключевых позиций в развитии инновационного предпринимательства Республики Беларусь занимают технопарки, которые активно содействуют усилению интеграционных процессов между учреждениями образования и инновационными предприятиями в производственной, кадровой, научно-исследовательской сферах.

На сегодняшний день во всех регионах страны действуют 
14 технопарков: по одному в Брестской, Гомельской и Гродненской областях, по два в Минской и Могилевской областях, три в Витебской области и четыре в г.Минске.

В Беларуси проводится системная работа по развитию международного научно-технического сотрудничества. Основные усилия государства направлены на углубление взаимодействия в Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ и со странами дальней дуги.

Белорусские ученые сотрудничают с коллегами со всего мира. 

Новые возможности перед Беларусью открывает присоединение 
4 июля 2024 г. в г.Астане к Шанхайской организации сотрудничества. Начато взаимодействие в рамках соглашения между правительствами государств членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. 

Наши страны будут углублять взаимодействие в сфере науки и технологий в многостороннем формате. Важные решения, принятые на уровне высшего руководства государств, несомненно, отразятся на всех сферах взаимодействия: экономике, политике, образовании, культуре и сфере науки и технологий.

Развивается и научное сотрудничество со странами дальней дуги. В их числе Китай, Индия, Турция, Венесуэла, Сингапур и многие другие. 

Только на базе организаций НАН Беларуси действует 
33 международных исследовательских центра с организациями России, Китая, Вьетнама, Турции, ЮАР и др.

Одним из ключевых направлений интеграции является научно-техническое и инновационное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Союзные программы и проекты уже доказали свою успешность. Значимые результаты получены в области космоса, микроэлектроники, медицины, агропромышленных технологий и по другим направлениям.

В настоящее время выполняются три научно-технические программы Союзного государства:

«Интелавто» – разработка системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящей существующие аналоги, в т.ч. управления двигателем, бортовой безопасности, роботизированного управления, высокоэффективных электродвигателей и других компонетов для электрического и гибридного транспорта;

«Компонент-Ф» – разработка новых образцов лазерной техники, применяемой для обработки различных материалов и производства медицинской техники;

«Комплекс-СГ» – разработка базовых элементов орбитальных 
и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства.

Анализ результатов выполнения международных научно-технических проектов с участием белорусских организаций в рамках международных договоров Республики Беларусь в 2024 г. свидетельствует о высокой эффективности их реализации.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию функционирования и развития системы образования Республики Беларусь. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели по данным переписи населения 2019 года, как уровень грамотности взрослого населения (99,9%), охват общим базовым, общим средним, профессионально-техническим, средним специальным, высшим и научно-ориентированным образованием занятого населения (99,6%).

Достижения и успехи развития Республики Беларусь отмечены на международном уровне.

В рейтинге достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) Беларусь заняла 32-е место среди 167 стран согласно Sustainable Development Report 2025. 

По индексу человеческого развития среди 193 стран, по данным Доклада ПРООН о человеческом развитии в 2025 году, Беларусь занимает 65-е место в Глобальном индексе человеческого развития (ИЧР). В рамках оценки достижения страны в трех основных аспектах: продолжительность жизни, образование и уровень жизни, Беларусь принадлежит к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития

Согласно индексу готовности к передовым технологиям (Readiness for Frontier Technologies Index, RFTI) в 2023 г. Республика Беларусь заняла 55-е место из 166 экономик. 

По индексу уровня образования в 2024 году Республика Беларусь заняла 40-е место из 193 стран (2023 г. – 57-е место из 207 стран). 

***

Беларусь – страна с высоким уровнем развития образования и науки, которую с полным основанием можно назвать индустрией интеллекта, для которой создана современная всеобъемлющая экосистема. 

«То, что у нас образование не хуже, – это факт однозначный и в доказательствах не нуждается», – подчеркнул белорусский лидер на встрече со студентами вузов гуманитарного профиля в формате «Открытый микрофон с Президентом» в ноябре прошлого года.

Сформирована междисциплинарная многовекторная структура, включающая академическую, вузовскую и отраслевую компоненты, функционирующие в тесном взаимодействии. Все это обеспечивает получение новейших результатов и наукоемкой продукции, решает задачи научно-технологического суверенитета, импортозамещения и наращивания экспорта.

«Страна богата тогда, когда есть мозговитые, трудолюбивые люди, а не только то, что Господь в землю положил», заявил А.Г.Лукашенко 20 июня 2025 г. на церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования. «Настоящее и будущее Беларуси во многом зависит от вас – молодежи. И очень важно, чтобы вы были не только хорошими специалистами, но и настоящими патриотами, социально зрелыми и духовно богатыми людьми, которым можно было бы доверить судьбу нашей Беларуси. Мир огромен, а Беларусь у нас одна. Помните о своей Родине. Цените и берегите мирное небо над нашей страной», – сказал Президент.