Наша жизнь наполнена современными технологиями, гаджетами и электронными устройствами. Поэтому вполне закономерно в ходе сегодняшней встречи обсудить актуальные вопросы образования и науки как движущих сил развития общества и государства.

Национальная система образования – фактор экономического роста и благосостояния страны

Еще в 2016 году, выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию, А.Г.Лукашенко заявил, что «образование – это действительно фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее».

В Беларуси расходы на образование в 2025 году предусмотрены в сумме 13,8 млрд белорусских рублей. 

Беларусь является государством, где реализуется принцип непрерывности образования (образование через всю жизнь), реализуется и гарантируется право на бесплатное получение образования.

Справочно:

Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и научно-ориентированного образования.

В стране работает около 7 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают более 
400 тыс. работников, в том числе 217,2 тыс. педагогических работников.

Первый уровень основного образования в Республике Беларусь – дошкольное образование.

Справочно:

Образовательную и специальную программы дошкольного образования реализует 3 721 учреждение дошкольного образования (далее – УДО), которые посещают 338,3 тыс. воспитанников, а образовательный процесс в учреждениях обеспечивают более 55 тыс. педагогических работников. Обеспеченность УДО средствами обучения, оборудованием, учебными изданиями в целом составляет 90,5%. 

В течение последних лет показатель развития системы дошкольного образования по охвату детей УДО от 3 до 6 лет является одним из самых высоких среди стран мира. Доля детей в возрасте 
от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет 88,5%, при этом запросы на посещение УДО удовлетворены полностью.

Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального культурного и духовно-нравственного потенциала нации.

Справочно:

На уровне общего среднего образования функционирует 
2 661 учреждение общего среднего образования (далее – УОСО), обучаются более 1 млн учащихся. Образовательный процесс осуществляют 82,7 тыс. учителей, из них высшее образование имеют – 92,3%.

На этом уровне образования реализованы новые подходы к итоговой аттестации учащихся IX, XI классов, завершен переход на обновленные учебные программы, внесены изменения в типовой учебный план общего среднего образования. К новому 2025/2026 учебному году подготовлены 
28 новых учебников и учебных пособий (2 новых и 26 переизданных).

Продолжается работа по расширению сети профильных классов профессиональной направленности, в которых в 2024/2025 учебном году обучалось 28 590 учащихся Х–ХI классов. 

Справочно:

Учащиеся УОСО ежегодно принимают участие в международных олимпиадах. Так, в 2024 году на международной математической олимпиаде команда Республики Беларусь заняла 5-е командное место среди 109 стран. На Европейской географической олимпиаде представитель команды Республики Беларусь стал абсолютным победителем. На Международной научной физической олимпиаде в общекомандном зачете команда Республики Беларусь заняла 1-е место.

В 2025 году 29 учащихся приняли участие в 5-ти международных олимпиадах, завоевав 28 медалей (3 золотых, 14 серебряных, 11 бронзовых).

Кстати, победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний

Одним из приоритетов современной системы образования является обеспечение доступности и качества образования детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР)

Образовательный процесс для детей с ОПФР организуется 
в 235 учреждениях специального образования (48 специальных детских садов, 46 специальных школ, специальных школ-интернатов, 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации)

Реализацию программ профессионально-техническогообразования (далее – ПТО) и среднего специального образования (далее – ССО), которые рассматриваются как важнейший ресурс белорусского государства, один из главных механизмов экономического роста и реализации инноваций, на начало 2024/2025 учебного года осуществляли 226 колледжей и 66 иных учреждений образования. 

Справочно:

На уровне ПТО обучается 67,5 тыс. человек на уровне ССО – 116,6 тыс. человек. Образовательный процесс организуют 18,9 тыс. педагогических работников.

Кстати, только Беларусь сохранила систему ПТО и ССО на постсоветском пространстве.

В системе высшего образования функционируют 47 учреждений высшего образования (далее – УВО), которые обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы. 

Справочно:

В 2025 году белорусские вузы приняли чуть более 48 тыс. первокурсников, причем на бюджетную форму обучения – около 31,8 тыс. студентов.

Научно-ориентированное образование нацелено на подготовку научных работников высшей квалификации, которую осуществляют 
25 учреждений образования. По данным Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в 2024 году в республике численность обучающихся аспирантов составила 4,4 тыс. человек. Аспирантуру окончили 757 человек. В докторантуре обучались 
594 человека, окончили докторантуру 153 человека.

В национальной системе образования функционирует
242 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, в которых обучается более 353 тыс. детей. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по 15 профилям.

Важнейшей составляющей национальной системы образования остается воспитательная работа. Система образования рассматривается не как бизнес-среда, а как институт социализации молодежи, обеспечивающий обучение и воспитание личности, формирующий ее мировоззрение и широкую эрудицию. В УОСО работают 
1 730 специалистов по военно-патриотическому воспитанию, в колледжах – 168. Функционируют более 250 военно-патриотических клубов и около 
900 поисковых объединений.

Справочно:

В целях совершенствования организации патриотического воспитания обучающихся и повышения его качества создана интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by» (https://patriot.rcek.by/).

В то же время в Беларуси в условиях информационной войны возникла угроза формирования негативных личных качеств формирующейся личности: социальная зависть, агрессивность, нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, низкий уровень культуры общения и другие. Это требует наряду с использованием традиционных форм поиска новых подходов в воспитательной работе. 

Особое внимание уделяется государственной поддержке одаренных учащихся и студентов. Действует специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. 

Распределение выпускников осуществляется в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих и служащих. Мировой опыт показывает, что поиск работы и начало трудовой деятельности сопряжены для молодежи со значительными трудностями, так как работодатели предпочитают нанимать специалистов с опытом работы. С целью поддержки молодых специалистов в Республике Беларусь выпускникам, которые обучались за счет бюджетных средств в дневной форме получения образования, гарантируется предоставление места работы в соответствии с полученной специальностью (ст. 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Механизм реализации государственной гарантии предоставления первого рабочего места реализуется путем заключения работодателями договоров (заявок) на подготовку специалистов с учреждениями образования либо путем направления ими в учреждения образования письменных запросов о распределении выпускников в год выпуска. 

Наш Президент требует: в сфере образования не должно быть постоянных метаний, экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям. 

С 1 сентября начнут действовать коррективы, внесенные в Кодекс об образовании.

Справочно:

В частности, внесены изменения в централизованный экзамен и итоговую аттестацию школьников; введен новый порядок распределения и больше гарантий для выпускников УВО и колледжей; количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается с двух до трех в неделю; в сельские школы возвращена программа по обучению вождению; упрощена организация подвоза школьников; закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды и др.

А.Г.Лукашенко на церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования 20 июня 2025 г. заявил: 
«В ближайшее время мы серьезно еще раз подойдем к некоторым проблемным вопросам образования. Система будет, прямо скажу, серьезно подрегулирована и поднастроена». А это значит, что государством будут реализованы новые подходы по всемерному всестороннему формированию личности, как движущей силы развития общества и государства.

Наблюдается тенденция к росту востребованности белорусского образования среди иностранных граждан, желающих обучаться в УВО Республики Беларусь. Если в 2010 году в республике обучалось около 
10 тыс. иностранных граждан, то на 1 января 2025 г. уже порядка 
34 тыс. 

Состояние и перспективы развития отечественной науки

Беларусь – страна, в которой развивается целая индустрия интеллекта, для которой создан научный ландшафт.

Для реализации научных направлений Республика Беларусь располагает соответствующим кадровым научным потенциалом.

Справочно:

В 2024 году научными исследованиями и разработками занимались 27,4 тыс. человек в 463 организациях. Среди всех исследователей имеют ученую степень доктора наук 513 человек, кандидата наук – 2 717 человек. 

Каждый третий научный работник – это молодой ученый в возрасте до 35 лет. 

Ежегодно в различных отраслях экономики внедряется более 
300 академических разработок, способствующих повышению конкурентоспособности Республики Беларусь на международных рынках. 

О наиболее знаковых достижениях и инновационных проектах
суверенной Беларуси велся разговор в ходе ЕДИ в июле этого года. Сегодня приводим некоторые примеры инновационных производств, разработки которых были внедрены в реальный сектор по состоянию на июль 2025 г.

Освоен выпуск новейших образцов техники, в том числе: 

электрического карьерного самосвала грузоподъемностью 120 т; самосвала карьерного грузоподъемностью 136 т; тяжеловоза грузоподъемностью 150 т (ОАО «БЕЛАЗ»);

трактора «Беларус» на базе бесступенчатой трансмиссии с двигателем Weichai (Вейчай) мощностью 330 л. с.; трактора «Беларус» с центральным приводом и передним ведущим мостом увеличенной грузоподъемности (ОАО «МТЗ»);

новых грузовых автомобилей; перронного автобуса второго поколения с двигателем мощностью 300 л. с. (ОАО «МАЗ»).

В ОАО «Планар» поставлен на производство высокопроизводительный генератор изображений с применением технологии пространственно- световой модуляции.

На базе Толочинского консервного завода успешно функционирует производство быстрозамороженного картофелепродукта типа FRENCH FRIES (картофель фри).

Одну из ключевых позиций в развитии инновационного предпринимательства Республики Беларусь занимают технопарки, которые активно содействуют усилению интеграционных процессов между учреждениями образования и инновационными предприятиями.

На сегодняшний день в республике действуют 14 технопарков, расположенных во всех регионах страны: по одному в Брестской, Гомельской и Гродненской областях, по два в Минской и Могилевской областях, три в Витебской области и четыре в г.Минске.

Справочно:

Объем выпуска продукции резидентами технопарков за 2024 год составил более1 млрд рублей, что в три раза больше, чем было зафиксировано в 2021 году – 320,3 млн рублей. 

По итогам 2024 года резидентами технопарков поставлено 
на экспорт продукции на 459,6 млн рублей (в 2021 году – 137,9 млн рублей).

Международное научно-техническое сотрудничество является одним из приоритетных направлений и 2025 г. осуществляется с организациями и учеными из 92 государств (в 2023 г. – из 88).

В целях развития взаимовыгодных связей с зарубежными организациями и расширения международного научно-технического сотрудничества подписано 38 крупных соглашений (договоров, меморандумов о сотрудничестве, дорожных карт по развитию сотрудничества, протоколов по итогам визита) с партнерами из Китая (18), России (9), Монголии (2), Пакистана (2), Индии, Узбекистана и др.

Одним из ключевых направлений интеграции является научно-техническое и инновационное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. В настоящее время выполняются три научно-технические программы Союзного государства.

«Интелавто» – разработка системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящей существующие аналоги, в т.ч. управления двигателем, бортовой безопасности, роботизированного управления, высокоэффективных электродвигателей и других компонентов для электрического и гибридного транспорта. 

«Компонент-Ф» – разработка новых образцов лазерной техники, применяемой для обработки различных материалов и производства медицинской техники. 

«Комплекс-СГ» – разработка базовых элементов орбитальных 
и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства.

Достижения и успехи развития Республики Беларусь отмечены на международном уровне.

В рейтинге достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) Беларусь заняла 32-е место среди 167 стран согласно Sustainable Development Report 2025. 

По индексу человеческого развития среди 193 стран, по данным Доклада ПРООН о человеческом развитии в 2025 году, Беларусь занимает 65-е место в Глобальном индексе человеческого развития (ИЧР). В рамках оценки достижения страны в трех основных аспектах: продолжительность жизни, образование и уровень жизни, Беларусь принадлежит к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития

Согласно индексу готовности к передовым технологиям (Readiness for Frontier Technologies Index, RFTI) в 2023 г. Республика Беларусь заняла 55-е место из 166 экономик. 

По индексу уровня образования в 2024 году Республика Беларусь заняла 40-е место из 193 стран (2023 г. – 57-е место из 207 стран)

***

В современном мире устойчивое развитие – это не просто модный тренд, а жизненная необходимость. Для Беларуси, страны с богатой историей и стремлением к процветанию, этот вопрос стоит особенно остро. И ключевым фактором, обеспечивающим устойчивое развитие, является наука. 

«Страна богата тогда, когда есть мозговитые, трудолюбивые люди, а не только то, что Господь в землю положил», заявил А.Г.Лукашенко 20 июня 2025 г. на церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования. «Настоящее и будущее Беларуси во многом зависит от вас – молодежи. И очень важно, чтобы вы были не только хорошими специалистами, но и настоящими патриотами, социально зрелыми и духовно богатыми людьми, которым можно было бы доверить судьбу нашей Беларуси. Мир огромен, а Беларусь у нас одна. Помните о своей Родине. Цените и берегите мирное небо над нашей страной», – сказал Президент.