Адрес: 213826, Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Советская,78.
Тел/факс
(+375 225) 72-05-91
Телефон горячей линии
(+375 225) 76 21 72
Телефоны службы «одно окно»
(+375 225) 71 73 99,
(+375 225) 71 50 84
(+375 225) 76-52-46
E-mail: lenadmpriem@bobrlen.gov.by (для деловой переписки)
Выборы 2024

21 января 2021
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

Изменения, произошедшие в налогообложении ИП в 2021 году

Изменения, произошедшие в налогообложении ИП в 2021 году

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» в части исчисления и уплаты налогов и платежей индивидуальными предпринимателями прокомментировало следующее.

Налог на добавленную стоимость
В 2021 г. увеличен критерий выручки от реализации, по достижении которого индивидуальные предприниматели — плательщики подоходного налога с физических лиц признаются плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации в обязательном порядке, с 441 000 бел. руб. до 465 255 бел. руб.
В связи с изменением порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в отношении доходов, получаемых ими от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются участниками, собственниками этих организаций (уплата подоходного налога с физических лиц по таким доходам заменяется уплатой налога при упрощенной системе налогообложения по повышенной ставке (16 %)), исключен подпункт 1.2 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Кодекс).
Кроме того, изменения, внесенные в пункт 1 статьи 113 Кодекса, устанавливают обязанность индивидуальных предпринимателей представлять уведомление о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость по установленной форме (в 2020 г. форма была произвольная) и закрепляют название этого уведомления, а также обеспечивают урегулирование возникающих на практике вопросов, связанных с датой представления в налоговый орган уведомления, направленного плательщиком в письменной форме по почте.
Также в целях упрощения администрирования срок представления индивидуальными предпринимателями уведомления о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость продлен до 20-го числа месяца, в котором будет уплачиваться налог на добавленную стоимость.

Подоходный налог с физических лиц
В пункте 3 статьи 205 Кодекса закреплена норма, согласно которой при отсутствии письменного решения плательщика доходы от реализации учитываются по принципу оплаты.
В целях однозначного понимания того, что суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам), штрафам, пеням перед республиканским и местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами, от исполнения которой плательщик освобожден полностью или частично в соответствии с законодательством, а также стоимость безвозмездно переданных плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав не относятся к доходам от реализации и внереализационным доходам, пункт 11 статьи 205 Кодекса дополнен подпунктами 11.7 и 11.8.
В целях урегулирования вопросов корректировки расходов, учтенных при определении налоговой базы, в случаях возврата товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или соразмерного уменьшения цены товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также распределения расходов, которые невозможно отнести к конкретному режиму налогообложения при применении индивидуальным предпринимателем наряду с уплатой подоходного налога с физических лиц особых режимов налогообложения, внесено дополнение в пункт 16 статьи 205 Кодекса. Одновременно эта статья дополнена пунктом 16-1.
Для закрепления в Кодексе положений, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2020 г. № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» и определяющих, что нормы расхода топлива для механических транспортных средств устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией, часть вторая подпункта 21.5 пункта 21 статьи 205 Кодекса изложена в новой редакции.
Сняты ограничения на размеры вступительных и членских взносов некоммерческим организациям, основанным в соответствии с законодательными актами на обязательном членстве, включаемых в состав расходов при исчислении подоходного налога с физических лиц (подп. 27.1 п. 27 ст. 205 Кодекса).
Изложение в новой редакции подпункта 28.6 пункта 28 статьи 205 Кодекса направлено на решение возникающих у индивидуальных предпринимателей вопросов по отнесению к внереализационным расходам (их составу) расходов, связанных со сдачей имущества в аренду (передачей в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное пользование.
Согласно пункту 14 статьи 205 Кодекса расходами индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской, нотариальной деятельности, адвокатской деятельности индивидуально. При этом такие расходы определяются плательщиками самостоятельно.
Таким образом, норма, ранее содержавшаяся в подпункте 28.9 пункта 28 статьи 205 Кодекса, противоречила общим подходам по определению расходов плательщиками.
На этом основании указанную норму заменили положением, конкретизирующим порядок отнесения к внереализационным расходам (их составу) расходов по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, что является актуальным для плательщиков.
В целях урегулирования вопроса определения размера учитываемых при налогообложении расходов на членские взносы в объединения предпринимателей и нанимателей, а также процентов по просроченным платежам по займам и кредитам для индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является сдача имущества в аренду, иное возмездное пользование, осуществлена корректировка пункта 29 статьи 205 Кодекса.
Для законодательного определения того, что расходы, относящиеся к особым режимам налогообложения, за исключением расходов, понесенных в период применения особого режима налогообложения и относящихся к доходам от реализации, полученным в период применения общего порядка налогообложения, а также расходы, связанные с безвозмездной передачей плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываются плательщиками при налогообложении, пункт 31 статьи 205 Кодекса дополнен подпунктами 31.14-1 и 31.14-2.
Датой фактического получения доходов в случае осуществления безналичных расчетов посредством банковских платежных карточек через кассовое оборудование признана дата проведения таких расчетов через кассовое оборудование (подп. 2.1-1 п. 2 ст. 213 Кодекса).
При проведении в отношении индивидуальных предпринимателей налоговыми органами выездных проверок при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд, на дату составления акта устанавливаются факты наличия не исполненных индивидуальным предпринимателем обязательств по договорам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с этим на практике возникает вопрос по определению даты фактического получения таких внереализационных доходов. В целях урегулирования данного вопроса пункт 2 статьи 213 Кодекса дополнен подпунктом 2.8-1.
Изложение в новой редакции подпункта 2.12 пункта 2 статьи 213 Кодекса направлено на определение индивидуальными предпринимателями даты фактического получения доходов при наличии у них неисполненных договорных обязательств.

Налог при упрощенной системе налогообложения
В 2020 г. для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранялся общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых ими от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являлись участниками, собственниками этих организаций.
На этом основании такие плательщики вынуждены были вести, как правило, два различных учета, применять одновременно два режима налогообложения, в рамках которых используются различные механизмы признания их плательщиками налога на добавленную стоимость. Такой сложный механизм налогообложения деятельности указанной категории индивидуальных предпринимателей приводил к частым ошибкам со стороны плательщиков и усложнению администрирования.
Учитывая изложенное, в целях упрощения порядка налогообложения таких плательщиков с 1 января 2021 г. доходы, получаемые ими от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются участниками, собственниками этих организаций, облагаются не подоходным налогом с физических лиц, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке в размере 16 %.
При этом расширен круг лиц, доходы от которых облагаются у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке в размере 16 %. Так, к ним отнесены:
некоммерческие организации, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются сами индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства;
коммерческие организации, руководителями которых являются сами индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства.
Кроме того, по предложениям плательщиков изменен порядок налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей по операциям по реализации (погашению) ценных бумаг при применении ими упрощенной системы налогообложения. Такие доходы облагаются подоходным налогом с физических лиц, а не налогом при упрощенной системе налогообложения, что позволяет выравнять порядок налогообложения указанных доходов у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, действует общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении прибыли от реализации (погашения) ценных бумаг).
Уплата налога при упрощенной системе налогообложения заменяет для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплату налога на недвижимость в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности.
Вместе с тем таким индивидуальным предпринимателям могут также принадлежать иные объекты, предназначенные только для личного, бытового, семейного использования (например, жилые дома, гаражи и т.д.), которые не участвуют в предпринимательской деятельности такого лица.
В связи с этим осуществлена корректировка части первой подпункта 1.2.3 пункта 1 статьи 326 Кодекса, которая позволяет четко ограничить перечень объектов, в отношении которых индивидуальные предприниматели вправе не уплачивать налог на недвижимость в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Скорректирован абзац первый пункта 6 статьи 327 Кодекса, в связи с тем что индивидуальные предприниматели, прекращающие применение налога при упрощенной системе налогообложения, могут перейти не только на общий порядок налогообложения, но и на уплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Новая редакция пункта 4 статьи 328 Кодекса направлена на урегулирование вопроса определения принципа отражения выручки индивидуальным предпринимателем при отсутствии его письменного решения. Кроме того, предоставлено право выбора принципа отражения выручки индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и ведущим учет в общем порядке (в 2020 г. такие плательщики отражали выручку только по принципу оплаты).

Единый налог с индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц
 Терминология части первой пункта 3 статьи 336 Кодекса приведена в соответствие с Законом Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов», согласно которому налоговыми органами осуществляется контроль путем сопоставления сумм расходов и доходов физического лица.
При этом статьей 1 указанного Закона расходы определены не только как денежные средства, направленные на приобретение имущества, а как любые денежные средства и иное имущество физических лиц, направленные ими на приобретение имущества, оплату работ, услуг, а также использованные на иные цели.
Кроме того, новая редакция части первой пункта 3 статьи 336 Кодекса исключает необходимость доплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) индивидуальными предпринимателями, поскольку для них пунктом 14 статьи 342 Кодекса предусмотрена доплата единого налога в размере 5 % с суммы превышения валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период.
Для урегулирования вопросов, возникающих на практике, закреплено для целей исчисления единого налога, что сдача в аренду (субаренду), иное возмездное пользование имущества признается услугой (п. 6 ст. 336 Кодекса).
Корректировка подпункта 1.1.4 пункта 1 статьи 337 Кодекса позволяет отнести автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении (маршрутное такси) к деятельности, указанной в этом подпункте.
Изменения части второй подпункта 1.1.10 пункта 1 статьи 337 Кодекса позволяют исчислять единый налог при осуществлении деятельности по перевозке автомобилей, в том числе перегону, осуществляемой за пределами Республики Беларусь, исходя из ставок, установленных в населенном пункте по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет, т.е. в таком же порядке, как для деятельности грузового автомобильного транспорта в пределах Республики Беларусь.
На практике индивидуальный предприниматель в отчетном квартале может уплатить единый налог не за все месяцы отчетного квартала, а, например, только за один. В этой связи для рассматриваемой ситуации конкретизирована обязанность индивидуальных предпринимателей применять систему уплаты единого налога до конца календарного года (п. 2 ст. 337 Кодекса).
В пункте 3 статьи 337 Кодекса расширен перечень видов деятельности, которые не относятся к предпринимательской и осуществляются физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой единого налога.
Для урегулирования вопросов, возникающих на практике в части дифференциации ставок единого налога в решениях областных и Минского городского Советов депутатов, пункт 2 статьи 339 Кодекса дополнен нормой, согласно которой местные Советы депутатов вправе уменьшать ставки единого налога в зависимости от вида деятельности и категории плательщиков (индивидуальные предприниматели, физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность).
Одновременно в рамках реализации мероприятий по расширению прав местных Советов депутатов по привлечению в бюджет дополнительных доходов их наделили правом увеличивать, но не более чем в два раза, ставки единого налога.
Учитывая более высокую доходность видов деятельности, облагаемых единым налогом, в г. Минске Минскому городскому Совету депутатов предоставлено право увеличивать ставки этого налога до четырех раз.
В целях социальной поддержки лиц, достигших пенсионного возраста, уточнена норма подпункта 1.2 пункта 1 статьи 340 Кодекса, согласно которой освобождение от единого налога производится вне зависимости от наличия у них определенного стажа работы.
В настоящее время налоговые органы обладают частью информации, позволяющей предоставлять льготы физическим лицам без представления последними документов о праве на них. С учетом данного обстоятельства в пункте 3 статьи 340 Кодекса закреплена возможность предоставления льгот физическим лицам при исчислении единого налога налоговыми органами.
Принимая во внимание, что в дистанционной форме могут выполняться (оказываться) различные виды работ (услуг), исключена их конкретизация из абзаца третьего пункта 2 и пункта 34 статьи 342 Кодекса.
В целях урегулирования вопросов по исчислению единого налога при осуществлении розничной торговли не только через интернет-магазины, но и с использованием сети Интернет без торговых объектов и интернет-магазинов в абзац четвертый пункта 2 статьи 342 Кодекса внесена редакционная корректировка.
Для установления единых подходов при исчислении доплаты единого налога не только в случае применения льгот, установленных статьей 340 Кодекса, но и в случае применения льгот, установленных иными нормативными правовыми актами, внесены изменения в пункт 14 статьи 342 Кодекса.
В пункте 26 статьи 342 и части второй пункта 1 статьи 343 Кодекса расширена категория лиц, которые вправе представить налоговую декларацию (расчет) и уплатить единый налог в сроки, отличные от общеустановленного.
Для урегулирования ситуаций по представлению налоговых деклараций (расчетов) по единому налогу и доплате единого налога при переходе индивидуальных предпринимателей с системы уплаты единого налога на иные режимы налогообложения внесены редакционные правки в пункт 27 статьи 342 и абзац первый пункта 3 статьи 343 Кодекса.
В целях упрощения администрирования и автоматизации процессов исчисления единого налога с 2021 г. физические лица будут подавать в налоговые органы уведомления с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода и места осуществления деятельности по установленной форме (пп. 31 и 40 ст. 342 Кодекса).
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Закон) в целях выравнивания условий налогообложения одной и той же деятельности (например, по краткосрочной сдаче жилья единый налог в 2020 г. исчислялся за каждую жилую комнату по ставкам согласно приложению 24 к Кодексу, что выше, чем предусмотрено новой редакцией Кодекса) производить уплату единого налога за январь 2021 г. необходимо по новым ставкам и в новом порядке. В связи с этим срок уплаты единого налога для физических лиц перенесен на 22 января 2021 г., для индивидуальных предпринимателей срок представления налоговой декларации (расчета) за I квартал 2021 г. перенесен на 20 января 2021 г., срок уплаты единого налога — на 22 января 2021 г.
Данный комментарий размещен на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Инспекция МНС Республики Беларусь по г.Бобруйску­


Бобруйский городской исполнительный комитет­




© 2009-2024 Администрация Ленинского района г.Бобруйска. Официальный сайт.